АННОТАЦИЯ к рабочей программе детей 6-го года жизни (5-6 лет) Рабочая программа разработана: - в соответствии с Основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования (далее - ООП ДО) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 180 (далее - ДОУ); - в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО); - с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), далее - ПООП (рамочная). Образовательная деятельность реализуется в течение всего времени пребывания детей 5-6 лет (старшая группа) в ДОУ. В рабочей программе раскрывается общая модель образовательного процесса, в которой учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста, определена структура и наполнение содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно - пространственной и развивающей образовательной среды, выступают в качестве модулей, из которых создана данная ООП ДО. Модульный характер представления содержания образования в рабочей программе способствует ее конструированию на материалах выбранных участниками образовательных отношений (взрослыми) спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования (примерной и парциальных). Цель: Образовательная деятельность с детьми 6-го года жизни направлена на: - создание условий развития ребенка старшего дошкольного возраста, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе общения со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей младшего дошкольного возраста. Цели образовательной деятельности достигаются через решение поставленных образовательных задач с учетом обязательной части ООП ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений. Для достижения целей образовательной деятельности первостепенное значение имеют: • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; • творческая организация (креативность) образовательного процесса; • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; • уважительное отношение к результатам детского творчества; • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; • соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения; • построение образовательного процесса на адекватных старшему дошкольному возрасту, формах работы с детьми. Задачи образовательной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений: 1. Воспитание любви к малой Родине, родному краю осознание его многонациональности, многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования. 2. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа. 3. Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру. 4. Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций. 5. Воспитывать чувство малой родины, уважения к культуре народов разных национальностей, населяющих Средний Урал, своего этноса, приобщение к народным традициям, обогащение нравственного опыта ребенка. 6. Способствовать восприятию этнокультурных и общечеловеческих ценностей, развитию познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости на основе первичных представлений о природных, исторических, культурных достопримечательностях Уральского региона, развивать интерес к событиям прошлого и настоящего; формировать чувство гордости, бережное отношение к родному краю. 7. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своего города, родного края и эмоционально откликаться на нее. 8. Развивать у ребенка умения выделять позитивные события в жизни родного города, края, видеть положительные изменения, происходящие в родном городе; развивать интерес и уважение к деятельности взрослых на благо родного края, стремление участвовать в совместной со взрослыми деятельности социальной, природоохранной направленности. 9. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных стран и этносов. 10. Обеспечить накопление опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры разных видов, в частности народной культуры и искусства. Поддерживать интерес к народной культуре своего края (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам). 11. Способствовать углублению представлений ребенка о пользе местных факторов закаливания, о рациональном питании, режиме жизни, о зависимости между особенностями климата Среднего Урала, погодных условий и образом жизни, о способах поддержания здоровья человека. 12. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение ребенка к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе, на дороге, в транспорте. Задачи содержательных блоков Моя семья 1. Формировать познавательный интерес к истории своей семьи, ее родословной. 2. Воспитывать чувство родовой чести, привязанности, сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи. Моя малая Родина 1. Развивать у детей интерес к родному городу: к улицам, районам, достопримечательностям: культурных учреждениях, промышленных центров, памятников зодчества, архитектуре, истории, событиям прошлого и настоящего; к символике (герб, флаг, гимн), традициям. 2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее. 3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города, горожан, культурных мероприятиях, социальных, природоохранных акциях. 4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу. 5. Расширять представления детей о том, что делает малую родину (город) красивым. 6. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых людей своего города. Мой край - земля Урала 1. Развивать у детей интерес к родному краю как части России: культуре, истории зарождения и развития своего края; к людям, прославившим свой край в истории его становления; к людям разных национальностей, живущих в родном крае. 2. Развивать интерес и уважение к деятельности взрослых на благо родного края, стремление участвовать в совместной со взрослыми деятельности социальной направленности. 3.Воспитывать патриотические и гражданские чувства: чувство восхищения достижениями человечества; чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края; уважительное отношение к историческим личностям, памятникам истории. 4. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, жилища, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края - Среднего Урала. 5. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, уважение к культурным традициям своего и других народов. 6. Развивать интерес детей к природным богатствам родного края, стремление сохранять их. Культура и искусство народов Среднего Урала 1. Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам) своего этноса, других народов и национальностей. 2. Способствовать накоплению опыта познания ребенком причин различия и глубинного сходства этнических культур, опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры разных видов, обеспечивая возможность отражения полученных знаний, умений в разных видах художественно-творческой деятельности. 3. Обеспечивать познание детьми общности нравственно-этических и эстетических ценностей, понимание причин различий в проявлениях материальной и духовной культуры. 4. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных этносов. 5. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры. Реализация рабочей программы осуществляется: 1) педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ. 2) учебно-вспомогательными работниками в группе в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду. В целях эффективной реализации рабочей программы в ДОУ созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т.ч. их дополнительного профессионального образования, в различных формах и программах дополнительного профессионального образования, в т.ч. учитывающих особенности реализуемой основной образовательной программы дошкольного образования. В ДОУ предусмотрено организационно-методическое сопровождение педагогов как самостоятельно, так и с привлечением других организаций и партнеров обеспечивать консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей, в том числе реализации программ инклюзивного образования дошкольников. В соответствии с принципами ООП ДО, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, спецификой их индивидуальных потребностей и интересов, при организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, предусмотрено следование принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, принимается во внимание разнообразие интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников, и особенности места расположения ДОУ. В рабочей программе определено примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как: в дошкольном возрасте - игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры), - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми), - познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как: - восприятие художественной литературы и фольклора, - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, - изобразительная (рисование, лепка, аппликация). -музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), - двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Обязательная часть рабочей программы полностью соответствует примерной основной образовательной программе дошкольного образования и направлено на обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области): • «Познавательное развитие»; • «Социально-коммуникативное развитие»; • «Речевое развитие»; • «Художественно-эстетическое развитие»; • «Физическое развитие». Рабочая программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей. Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности. Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации. На основе рабочей программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создана рабочая программа. Содержание образовательной программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. В образовательной программе представлено содержание в соответствии с двумя частями: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Объем обязательной части образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%, определен: • в соответствии с требованиями органов здравоохранения; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой группы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы осуществлено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Реализация рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям рабочей программы и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации рабочей программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей). Вариативными формами, способами, методами организации образовательной деятельности служат такие формы как: - образовательные предложения для целой группы (занятия); - образовательные ситуации; - различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; - взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; - проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; - праздники, социальные акции т.п., - а также использование образовательный потенциал режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности реализуются через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности. Любые формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы осуществляются с учетом ООП ДО, то есть обеспечивают активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и др. При подборе форм, методов, способов реализации рабочей программы для достижения планируемых результатов, описанных в рабочей программе в форме целевых ориентиров, и развития в пяти образовательных областях учитываются общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода. Описание образовательной деятельности представлено модулями образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: Модуль образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие, Модуль образовательной деятельности «Познавательное развитие, Модуль образовательной деятельности «Речевое развитие», Модуль образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» Модуль образовательной деятельности «Физическое развитие». Рабочая программа педагога состоит из разделов: I. Целевой раздел - включает цели и задачи реализации программы, значимые общие характеристики возраста и индивидуальные характеристики условий и особенностей развития детей группы, планируемые результаты освоения программы к концу учебного года; II. Содержательный раздел - включает описание тематики образовательной деятельности по пяти образовательным областям, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности применяемых культурных практик, особенности, формы и тематику взаимодействия с семьями воспитанников, содержание коррекционной и психологической работы с детьми. Ш. Организационный раздел - включает описание обеспеченности создаваемых в группе условий методическими материалами, материалами и средствами для осуществления образовательного процесса, описание условий предметно- пространственной развивающей среды; включает режим дня, расписание занятий непосредственно образовательной деятельности. Планируемые результаты освоения Целевые ориентиры Конкретизация целевых ориентиров с учетом возраста детей 6-го года с учетом части, формируемой жизни (обязательная часть) участниками образовательных отношений Ребѐнок владеет проявляет самостоятельность в основными разнообразных видах культурными деятельности, стремится к проявлению способами деятельности, творческой инициативы проявляет инициативу и может самостоятельно поставить цель, самостоятельность в ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно расположен к людям, способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми способен понимать состояния и поступки разных в идах обдумать путь к ее достижению других людей, выбирать адекватные деятельности игре, осуществить замысел и оценить способы поведения в социальной ситуации общении, полученный результат с позиции цели уметь преобразовывать ее с целью познавательнооптимизации общения с окружающими исследовательской может испытывать потребность в признает здоровье как наиважнейшую деятельности, поддержке и направлении взрослого ценность человеческого бытия, проявляет конструировании и др.; выполнении правил поведения в нов готовность заботиться о своем здоровье и способен выбирать себе условиях здоровье окружающих, соблюдать правила род занятий, участников слушает и понимает взрослого, действуетбезопасности жизнедеятельности, совместной самостоятельно и эффективно решать по правилу или образцу в разных в идах деятельности. деятельности задачи, связанные с поддержанием, способен к произвольным действиям, укреплением и сохранением здоровья в рамках адекватной возрасту самостоятельно планирует и называет жизнедеятельности и общении два- три последовательных действия способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать нему без напоминания способен аргументировать суждения, стремится к результативном у проявляет позицию защитника природы выполнению работы в соответствии родного края темой, к позитивной оценке резу Ребѐнок обладает понимает эмоциональные состояния обладает установкой на толерантность, установкой взрослых и других детей, выраженные в способностью мириться, уживаться с тем, положительного мимике, пантомимике, действиях, то является отличным, непохожим, отношения к миру, к интонации речи, проявляет готовность непривычным(например, с чужим разным видам труда, помочь, сочувствие. мнением, с человеком, имеющим другим людям и самому недостатки физического развития, с себе, чувством людьми других национальностей и собственного др.) способен находить общие черты в достоинства; активно настроении людей, музыки, природы, взаимодействует со картины, скульптурного изображения сверстниками и удовольствием рассказывает о своих взрослыми, участвует в высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального друзьях других этносов, высказывает совместных играх. состояния людей, понимает некоторые желание расширять круг Способен образные средства, которые межэтническогообщения договариваться, учитывать интересы и используются для передачи настроения в чувства других, изобразительном искусстве, музыке, в сопереживать неудачам художественной литературе и радоваться успехам может самостоятельно или с небольшой знает некоторые способы налаживания других, адекватно помощью воспитателя этнического общения с детьми других проявляет свои чувства, объединяться для совместной этносов и использует их при решении том числе чувство верыдеятельности, определять общий замысел, проблемно-игровых и реальных ситуаций распределять роли, согласовывать себя, старается взаимодействия действия, оценивать полученный разрешать конфликт. стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей обладает чувством разумной осторожности, выполняет выработанные обществом правила поведения (на дороге, в природе, в социальной действительности) проявляет инициативу в общении способен чувствовать прекрасное, делится впечатлениями со сверстниками, воспринимать красоту окружающего мира задает вопросы, привлекает к общению (людей, природы), искусства, других детей литературного народного, музыкального может предварительно обозначить тем у проявляет эмоциональную отзывчивость игры, заинтересован совместной игрой при участии в социально значимых делах, событиях (переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное согласовывает в игровой деятельно свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим познавательным играм в играх с готовым содержанием правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей правилами положительно настроен по отношению окружающим, охотно вступает в общении с близкими взрослыми и сверстниками проявляет сдержанность по отношению незнакомым людям имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности в дидактических играх оценивает возможности и без раздражения воспринимает проигрыш объясняет правила игры сверстникам отношение к пожилым жителям города и др.) отражает свои впечатления о малой родине предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.) охотно участвует в общих делах социальногуманистической направленности (в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю» и пр выражает желание в будущем (когда вырастет) трудиться на благо родной страны, защищать Родину от врагов, стараться решить некоторые социальные проблемы проявляет начала социальной активности: охотно участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан (сельчан), стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города, достижениям горожан; стремится налаживать бесконфликтные отношения с детьми других этносов, с желанием участвует в разных видахдеятельности с ними Уважительно высказывается о представителях разных этносов, толерантно относится к детям других национальностей Ярко переживает эстетические чувства при восприятии объектов родной природы, высказывает эстетические суждения, эмоционально «заражает» сверстников различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в поведении, охотно откликается просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил Ребѐнок обладает фантазирует, сочиняет разные истории, обладает креативностью, способностью к развитым предлагает пути решения проблем созданию нового в рамках адекватной воображением, возрасту деятельности, к самостоятельному которое реализуется в поиску разных способов решения разных видах одной итой же задачи деятельности, и разворачивает содержание игры обладает способностью выйти за пределы прежде всего в игре; зависимости от количества играющих исходной, реальной ситуации и в процессе владеет разными детей преобразования создать новый, формами и видами игры, создает творческую предметно-игровую оригинальный продукт различает среду, использует полифункциональный условную и реальную материал, предметы заместители и др. ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам Ребѐнок достаточно имеет богатый словарный запас ребенок понимает значение эмоциональной хорошо владеет устной окраски слова, его значения в процессе речью, может выражать речь чистая, грамматически правильная, общения, а также то, как влияют выразительная свои мысли и желания значительно увеличивается запас слов, отрицательные эмоции, речевые может использовать совершенствуется высказывания на состояние самого грамматический строй речи, появляются человека и других людей речь для выражения своих мыслей, чувств элементарные виды суждений об желаний, окружающем построения пользуется не только простыми, но владеет основными речевого высказывания в сложными предложениями нормами регулирующих ситуации общения устную речь умеет выделять определяет жанр произведения; называет употребляет образные слова, сравнения, звуки в словах, у любимые сказки и рассказы эпитеты, точные глаголы; наиболее ребѐнка складываются проявляет интерес к объѐмным подходящие по смыслу слов при предпосылки обозначении предметов, действий, качеств произведениям, которые читаются грамотности. главам драматизирует небольшие произведения понимает образные выражения в читает по ролям стихотворения загадках, пословицах, поговорках народов Урала вспоминает 2-3 программных проявляет чувство гордости от осознания стихотворения (при необходимости принадлежности к носителям традиций и следует напомнить ребѐнку первые культуры своего края строчки), 2-3 считалки, загадки называет любимого детского писателя договаривается с партнѐрами, во ч играть, кто кем будет в игре; подчиняет правилам игры объясняет правила игры; аргументировано и доброжелатель оценивает ответ, высказывания употребляет сложные предложения разных видов; при пересказе пользует прямой и косвенной речью самостоятельно составляет по образ цу рассказы о событиях из личного опыта, сюжетной картинке, по набору картинок; сочиняет концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения определяет место звука в слове, производит разбор слова по звукам подбирает к существительному несколько прилагательных; заменяет слово друг словом с исходным значением У ребѐнка развита ребенок проявляет элементы творчества в проявляет интерес к крупная и мелкая физическим упражнениям двигательной деятельности: моторика; он правильно выполняет физические самостоятельно составляет простые подвижен, выносливо, упражнения, проявляет самоконтроль варианты из освоенных физических владеет основными самооценку упражнений и игр, через движения передает движениями, своеобразие конкретного образа, стремится неповторимости, индивидуальности в может контролировать свои движения и может самостоятельно придумать способен придумывать композицию управлять выполнить несложные физически образно-пластического этюда по заданному упражнения сюжету, внося в нее (импровизационно) собственные детали и оригинальные «штрихи» воплощения образа Ребѐнок способен волевым усилиям, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения ной гигиены владеет навыками построения в шеренгу, использует в самостоятельной в колонну по одному, парами, в круг деятельности, организует совместно с детьми разнообразные по содержанию подвижные игры народов Урала, способствующие развитию психофизических качеств, ловит мяч с расстояния, метает мяч проявляет интерес к подвижным и разными способами правой и левой спортивным, народным играм руками, отбивает об пол традиционным для Урала ходит на лыжах, поднимается на горку, понимает значение укрепления здоровья и переступает безопасного поведения скользит по ледяным дорожкам удовольствием делится своими знаниями ориентируется в пространстве, на ходит об основных способах обеспечения и укрепления доступными средствами правую и левую руки физического здоровья в природных, обращается за помощью к взрослым климатических условиях конкретного проблемных со здоровьем ситуациях места проживания, Среднего Урала самостоятельно выполняет основные владеет основами безопасного поведения: культурно-гигиенические процессы знает, как позвать на помощь, обратиться (культура еды, умывание, одевание) за помощью к взрослому владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки самостоятельно замечает, когда знает свой адрес, имена родителей, нужно вымыть руки или их контактную информацию причесаться освоил отдельные правила бегает контактов с незнакомыми людьми безопасного поведения, способен на улице рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать различает некоторые съедобные и ядовитые проявляет уважение к взрослым грибы, ягоды, травы, проявляет осторожность при встрече с незнакомыми животными соблюдет правила дорожного движения, умеет интересоваться поведения в транспорте состоянием здоровья близких людей, ласково называть их стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов понимает, почему нужно выполня правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для других детей Стремится к мирному разрешению конфликтов Ребѐнок проявляет любознательно сть задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, проявляет интеллектуальную активность, проявляет познавательную активность, проявляется принять и самостоятельно способность и готовность расширять поставить собственный опыт за счет удовлетворения познавательную задачу и решить ее потребности в новых знаниях, доступными способами переживатьрадость открытия нового проявляет интеллектуальные эмоции, умение использовать разнообразные догадку и техники получения информации для сообразительность, с удовольствием удовлетворения интересов, получения экспериментирует знаний и содержательного общения самостоятельно придумывать проявляет интерес к малой родине, родному испытывает интерес к событиям, объяснения явлениям находящимся за рамками раю, их истории, необычным памятникам, природы и поступкам личного опыта, интересуется события зданиям людей; склонен прошлого и будущего, жизнью родного наблюдать, города и страны, разными народами, животным и растительным миром экспериментировать. Обладает начальными знает свои имя, отчество, фамилию, пол, проявляет интерес к событиям настоящего знаниями о себе, о дату рождения, адрес, номер телефона, прошлого родного края природном и членов семьи, профессии родителей социальном мире, в Располагает некоторыми сведениями об проявляет интерес к национальному котором он живѐт; организме, назначении отдельных разнообразию людей своего края, знаком с органов, стремление к знакомству с их культурой произведениями детской условиях их нормального литературы, функционирования обладает охотно рассказывает о себе, события активно включается в проектную элементарными своей жизни, мечтах, достижениях, деятельность, самостоятельное представлениями из увлечениях исследование, детское области живой природы, коллекционирование, создание миниестествознания, музеев, связанных с прошлым и настоящим тематики, истории и имеет представления о многообразии проявляет самостоятельность, способность .; ребѐнок способен растений и животных, их без помощи взрослого решать адекватные принятию собственных потребностях как живых организмов, возрасту задачи, находить способы и решений, опираясь на владеет представлениями об уходе за средства реализации собственного замысла свои знания и умения в растениями, некоторыми животными, материала народной культуры различных видах стремится применять имеющиеся деятельности представления в собственной деятельности знает название своей страны, ее самостоятельно может рассказать о малой государственные символы, испытывает родине, родном крае (их чувство гордости своей страной достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), использует народный фольклор, песни, на-родные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми имеет некоторые представления обладает начальными знаниями о себе, об природе родной страны, истории своей семьи, ее родословной достопримечательностях России и родного города, ярких событиях недавнего прошлого, великих россиянах проявляет интерес к жизни людей в обладает начальными знаниями об истории других странах мира образования родного города стремится поделиться впечатлениями обладает начальными знаниями о поездках в богатствах недр Урала (полезных ископаемых, камнях самоцветах) другие города, другие страны мира обладает начальными знаниями о природноклиматических зонах Урала (на севере - тундра, тайга, на Юге Урала степь), о животном и растительном мире различает и называет виды транспорта обладает начальными знаниями о том, что предметы, облегчающие труд человека на Урале живут люди разных быту, и предметы создающие комфорт национальностей определяет размер, цвет, форму и обладает начальными знаниями о том, как других признаки предметов; на основе люди заботятся о красоте и чистоте этого своего народа описывает предмет знает, что любая вещь создана т рудом обладает начальными знаниями о том, что многих людей. В каждую вещь человек уральцы внесли большой вклад в победу вложил свои умения, творчеств о, нашей страны над фашистами во время аккуратность Великой Отечественной войны начальными знаниями о классифицирует предметы, определяет обладает материалы, из которых они сделаны; промыслах и ремеслах Урала (камнерезное самостоятельно характеризует свойства ювелирное искусство; каслинское литье, качества этих материалов: структура ограды и решетки города Екатеринбурга; уральская роспись на бересте, металле, поверхности, твѐрдость-мягкость, хрупкость-прочность, блеск, звонкость, керамической посуде) температура поверхности называет профессии строителей, знает название и герб своего города земледельцев, работников транспорта, (поселка, села), реки (водоема), главной связи, промышленности площади, местах отдыха; знает некоторые правила дорожного знает фамилии уральских писателей и движения: улицу переходят в названия их произведений (П.П. Бажов, специальных местах, через дорогу Д.Н Мамин-Сибиряк) переходить можно только на зеленый сигнал светофора анализирует результаты наблюдений знает другие близлежащие населенные делает выводы о некоторых пункты и крупные города Урала закономерностях и взаимосвязях в природе знает и называет диких и домашних знает, что Урал - часть России, животных, некоторых птиц, насекомых, Екатеринбург - главный город земноводных Свердловской области активен в стремлении к познанию делает выводы о том, как человек мож разных видоа трудовой деятельности беречь природу и отражению своих размещает предметы различнойвзрослых величины (до 7-10) в порядкепредставлений в изобразительной и возрастания, убывания их длины, игровой деятельности, ширины, высоты, толщины; понимать сюжетно-ролевых играх; использует относительность признака величинпредставления о трудовых процессах взрослых для организации собственной предметов. - определяет своѐ местонахождение сред трудовой деятельности предметов и люде й, а также положение выделяет составные части групп удовольствием участвует в разных видах предметов, их признаки различия деятельности на материале народной сходства, сравнивать части на основ культуры, в том числе проектах, детском счѐта предметов и составления пар; книгоиздательстве и оформлении выставок понимает, что целая группа предметов по этнической проблематике больше каждой своей части ((час меньше целого) считает (отсчитывает в пределах 10, уравнивать две группы предметов (+1, -1) правильно пользуется проявляет интерес к технико количественно и порядковыми технологической, информационной среде, числительными (в пределах10), иных источниках, способах поиска и отвечает на вопросы: передачи информации «Сколько?», «Который по счѐту?» сравнивает рядом стоящие числа интересуется изучением природного пределах 10 (опираясь на наглядность) мира, высказывает догадки, размышляет о устанавливает, какое число больше причинах природных явлений, организует (меньше) другого; уравнивает неравные и осуществляет познавательногруппы предметов двумя способа исследовательскую деятельность в (удаление и добавление единицы) соответствии с собственными замыслам сравнивает предметы на глаз (по длине, увлечен познанием природы родного края, ширине, высоте, толщине); с помощь открытием ее законов, интересуется наложения, приложения на глаз познавательной литературой, ищет имеет представление о переходе веще ответывопросы, увлекается из твѐрдого состояния в жидкое коллекционированием, наоборот изобретениями, вовлекает сверстников в интересную познавательную деятельность знает некоторые характерные особенности геометрических фигур (количество углов сторон; равенство, различает форму предметов: круглую, треугольную, четырѐхугольную знает, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток называет текущий день недели Изобразительная деятельность проявляет интерес к произведения изобразительного искусства проявляет интерес к произведениям этического и музыкального фольклора, знает особенности изобразительных декоративно-прикладного искусства Урала, материалов создает изображения предметов (п о художественных произведений уральских хоров для детей представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлении природы, литературных произведений); воссоздаѐт в собственной использует разнообразные изобразительно-творческой композиционные решения, изобразительные материалы деятельности сюжетов произведений уральских писателей, использует различные цвета и народных сказок, сказов оттенки для создания выразительных образов выполняет узоры по мотивам народного ребенок самостоятельно применяет декоративно-прикладного искусства; изобразительные умения и использует разнообразные приѐмы изобразительные средства для элементы для создания узора, подбирает передачи колорита изделий уральских цвета в соответствии с тем или ин мастеров на видом декоративного искусства основе материалов и техник лепит предметы разной формы, используяхудожественно-изобразительной деятельности, традиционных для Среднего усвоенные ранее приѐмы и способы Урала. создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, поз и движения фигур изображает предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приѐмы вырезания, а также обрывания бумаги создает изображения по мотивам народных игрушек анализирует образец постройки планирует этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения создает постройки по рисунку сгибает лист вчетверо в разных направлениях, работает по готовой выкройке выполняет не сложные поделки способ оригами делает игрушки, сувениры из природного и бросового материала правильно пользуется ножницами Музыкальная деятельность развиты элементы культуры способен ритмично и выразительно слушательского восприятия двигаться в русских народных танцах, выражает желание посещать концерты, хороводах, проявляя тв орчество, музыкальный театр самостоятельность, может передать музыкально-игровой образ, способен музыкально эрудирован, имеет организовывать русские народные представления о жанрах музыки музыкальные игры способен импровизировать и выбирать проявляет себя разных видах средства для самовыражения, включаться в музыкальной исполнительской активен в театрализации различные формы (в хороводах, играх, календарно-обрядовых, народных участвует в инструментальных праздниках) коллективного музыкального импровизациях творчества, связанного с жизньюуральского региона проявляет чувство восхищения результатами культурного творчества представителей своей и других культур (музыка, танцы, песни, литературные произведения, национальный костюм, предметы декоративно-прикладного искусства и др.) проявляет интерес к художественноэстетической стороне жизни человека на Урале в прошлом и настоящем