аннотация к рабочей программе (возраст 5-6 лет)

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе детей 6-го года жизни (5-6 лет)
Рабочая программа разработана:
- в соответствии с Основной общеобразовательной программой - образовательной программой
дошкольного образования (далее - ООП ДО) Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения - детского сада № 180 (далее - ДОУ);
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО);
- с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), далее - ПООП (рамочная).
Образовательная деятельность реализуется в течение всего времени пребывания детей 5-6 лет
(старшая группа) в ДОУ.
В рабочей программе раскрывается общая модель образовательного процесса, в которой
учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного
возраста, определена структура и наполнение содержания образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.
Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация
образовательной среды, в том числе предметно - пространственной и развивающей образовательной
среды, выступают в качестве модулей, из которых создана данная ООП ДО.
Модульный характер представления содержания образования в рабочей программе способствует
ее конструированию на материалах выбранных участниками образовательных отношений (взрослыми)
спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования (примерной и парциальных).
Цель:
Образовательная деятельность с детьми 6-го года жизни направлена на:
- создание условий развития ребенка старшего дошкольного возраста, открывающих возможности
для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе общения со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей младшего дошкольного возраста.
Цели образовательной деятельности достигаются через решение поставленных образовательных
задач с учетом обязательной части ООП ДО и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Для достижения целей образовательной деятельности первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии
каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными,
стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях
повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество
в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей
умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста,
обеспечивая отсутствие давления предметного обучения;
• построение образовательного процесса на адекватных старшему дошкольному возрасту, формах
работы с детьми.

Задачи образовательной деятельности в части, формируемой участниками
образовательных отношений:
1. Воспитание любви к малой Родине, родному краю осознание его многонациональности,
многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей
образования.
2. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье,
детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа.
3. Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.
4. Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных
традиций.
5. Воспитывать чувство малой родины, уважения к культуре народов разных национальностей,
населяющих Средний Урал, своего этноса, приобщение к народным традициям, обогащение
нравственного опыта ребенка.
6. Способствовать восприятию этнокультурных и общечеловеческих ценностей, развитию
познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости на основе первичных представлений о
природных, исторических, культурных достопримечательностях Уральского региона, развивать
интерес к событиям прошлого и настоящего; формировать чувство гордости, бережное отношение к
родному краю.
7. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своего города, родного края и
эмоционально откликаться на нее.
8. Развивать у ребенка умения выделять позитивные события в жизни родного города, края, видеть
положительные изменения, происходящие в родном городе; развивать интерес и уважение к
деятельности взрослых на благо родного края, стремление участвовать в совместной со взрослыми
деятельности социальной, природоохранной направленности.
9. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных
стран и этносов.
10. Обеспечить накопление опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры
разных видов, в частности народной культуры и искусства. Поддерживать интерес к народной
культуре своего края (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).
11. Способствовать углублению представлений ребенка о пользе местных факторов закаливания, о
рациональном питании, режиме жизни, о зависимости между особенностями климата Среднего Урала,
погодных условий и образом жизни, о способах поддержания здоровья человека.
12. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение ребенка к потенциально опасным для человека
ситуациям в быту, на улице, в природе, на дороге, в транспорте.
Задачи содержательных блоков
Моя семья
1. Формировать познавательный интерес к истории своей семьи, ее родословной.
2. Воспитывать чувство родовой чести, привязанности, сопричастности к общим делам, любви и
уважения к членам семьи.
Моя малая Родина
1. Развивать у детей интерес к родному городу: к улицам, районам, достопримечательностям:
культурных учреждениях, промышленных центров, памятников зодчества, архитектуре, истории,
событиям прошлого и настоящего; к символике (герб, флаг, гимн), традициям.
2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и
эмоционально
откликаться на нее.
3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города, горожан, культурных
мероприятиях, социальных, природоохранных акциях.
4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
5. Расширять представления детей о том, что делает малую родину (город) красивым.
6. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых людей своего города.
Мой край - земля Урала
1. Развивать у детей интерес к родному краю как части России: культуре, истории зарождения и развития
своего края; к людям, прославившим свой край в истории его становления; к людям разных
национальностей, живущих в родном крае.

2. Развивать интерес и уважение к деятельности взрослых на благо родного края, стремление
участвовать в совместной со взрослыми деятельности социальной направленности.
3.Воспитывать патриотические и гражданские чувства: чувство восхищения достижениями
человечества; чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры
своего края; уважительное отношение к историческим личностям, памятникам истории.
4. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы,
жилища, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных
национальностей жителей родного края - Среднего Урала.
5. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, уважение к культурным
традициям своего и других народов.
6. Развивать интерес детей к природным богатствам родного края, стремление сохранять их.
Культура и искусство народов Среднего Урала
1. Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству,
народной музыке, танцам, играм, игрушкам) своего этноса, других народов и национальностей.
2. Способствовать накоплению опыта познания ребенком причин различия и глубинного
сходства этнических культур, опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения
культуры разных видов, обеспечивая возможность отражения полученных знаний, умений в разных
видах художественно-творческой деятельности.
3. Обеспечивать познание детьми общности нравственно-этических и эстетических
ценностей, понимание причин различий в проявлениях материальной и духовной культуры.
4. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с
людьми разных этносов.
5. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых)
независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.
Реализация рабочей программы осуществляется:
1) педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ.
2) учебно-вспомогательными работниками в группе в течение всего времени пребывания
воспитанников в детском саду.
В целях эффективной реализации рабочей программы в ДОУ созданы условия для
профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т.ч. их дополнительного
профессионального образования, в различных формах и программах дополнительного
профессионального образования, в т.ч. учитывающих особенности реализуемой основной
образовательной программы дошкольного образования.
В ДОУ предусмотрено организационно-методическое сопровождение педагогов как
самостоятельно, так и с привлечением других организаций и партнеров обеспечивать консультативную
поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей, в том числе
реализации программ инклюзивного образования дошкольников.
В соответствии с принципами ООП ДО, а также с учетом индивидуальных особенностей
воспитанников, спецификой их индивидуальных потребностей и интересов, при организации
образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями,
предусмотрено следование принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного
образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной
деятельности в соответствии с этими принципами, принимается во внимание разнообразие интересов и
мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования
разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают
семьи воспитанников, и особенности места расположения ДОУ.
В рабочей программе определено примерное содержание образовательных областей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
в дошкольном возрасте
- игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
- познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в
процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и

иной материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
-музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Обязательная часть рабочей программы полностью соответствует примерной основной
образовательной программе дошкольного образования и направлено на обеспечение развития личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные
единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области):
• «Познавательное развитие»;
• «Социально-коммуникативное развитие»;
• «Речевое развитие»;
• «Художественно-эстетическое развитие»;
• «Физическое развитие».
Рабочая программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников,
социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка,
формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития,
развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и
возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на
обеспечение здоровья и безопасности детей.
Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными
требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими
исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его
активности.
Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития
личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание
общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.
На основе рабочей программы на разных возрастных этапах развития и социализации
дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и
реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской
деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация
образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда,
выступают в качестве модулей, из которых создана рабочая программа.
Содержание образовательной программы отражает следующие аспекты образовательной среды для
ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
В образовательной программе представлено содержание в соответствии с двумя частями:
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими.
Объем обязательной части образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего
объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%, определен:
• в соответствии с требованиями органов здравоохранения;
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой группы.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы
осуществлено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их
образовательных потребностей и интересов.
Реализация рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов
и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих
принципам и целям рабочей программы и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных

социокультурных, географических, климатических условий реализации рабочей программы, возраста
воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных
представителей).
Вариативными формами, способами, методами организации образовательной деятельности служат
такие формы как:
- образовательные предложения для целой группы (занятия);
- образовательные ситуации;
- различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр,
подвижные и традиционные народные игры;
- взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой;
- проекты различной направленности, прежде всего исследовательские;
- праздники, социальные акции т.п.,
- а также использование образовательный потенциал режимных моментов.
Все формы вместе и каждая в отдельности реализуются через сочетание организованных
взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.
Любые формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы осуществляются с
учетом ООП ДО, то есть обеспечивают активное участие ребенка в образовательном процессе в
соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия
и общения и др.
При подборе форм, методов, способов реализации рабочей программы для достижения
планируемых результатов, описанных в рабочей программе в форме целевых ориентиров, и развития в
пяти образовательных областях учитываются общие характеристики возрастного развития детей и задачи
развития для каждого возрастного периода.
Описание образовательной деятельности представлено модулями образовательной
деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях:
Модуль образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие,
Модуль образовательной деятельности «Познавательное развитие,
Модуль образовательной деятельности «Речевое развитие»,
Модуль образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие»
Модуль образовательной деятельности «Физическое развитие».
Рабочая программа педагога состоит из разделов:
I. Целевой раздел - включает цели и задачи реализации программы, значимые общие характеристики
возраста и индивидуальные характеристики условий и особенностей развития детей группы,
планируемые результаты освоения программы к концу учебного года;
II. Содержательный раздел - включает описание тематики образовательной деятельности по пяти
образовательным областям, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности
применяемых культурных практик, особенности, формы и тематику взаимодействия с семьями
воспитанников, содержание коррекционной и психологической работы с детьми.
Ш. Организационный раздел - включает описание обеспеченности создаваемых в группе условий
методическими материалами, материалами и средствами для осуществления образовательного процесса,
описание условий предметно- пространственной развивающей среды; включает режим дня, расписание
занятий непосредственно образовательной деятельности.
Планируемые результаты освоения
Целевые ориентиры

Конкретизация целевых ориентиров
с учетом возраста детей 6-го года
с учетом части, формируемой
жизни (обязательная часть)
участниками образовательных
отношений

Ребѐнок владеет
проявляет самостоятельность в
основными
разнообразных видах
культурными
деятельности, стремится к проявлению
способами деятельности, творческой инициативы
проявляет
инициативу
и
может самостоятельно поставить цель,
самостоятельность в

ориентирован на сотрудничество,
дружелюбен, приязненно расположен к
людям, способен участвовать в общих
делах, совместных действиях, деятельности
с другими детьми и взрослыми
способен понимать состояния и поступки

разных в
идах обдумать путь к ее достижению других людей, выбирать адекватные
деятельности игре, осуществить замысел и оценить способы поведения в социальной ситуации
общении,
полученный результат с позиции цели
уметь преобразовывать ее с целью
познавательнооптимизации общения с окружающими
исследовательской может испытывать потребность в
признает здоровье как наиважнейшую
деятельности,
поддержке и направлении взрослого
ценность человеческого бытия, проявляет
конструировании и др.; выполнении правил поведения в нов
готовность заботиться о своем здоровье и
способен выбирать себе условиях
здоровье окружающих, соблюдать правила
род занятий, участников слушает и понимает взрослого, действуетбезопасности жизнедеятельности,
совместной
самостоятельно и эффективно решать
по правилу или образцу в разных в идах
деятельности.
деятельности
задачи, связанные с поддержанием,
способен к произвольным действиям, укреплением и сохранением здоровья в
рамках адекватной возрасту
самостоятельно планирует и называет
жизнедеятельности и общении
два- три последовательных действия
способен удерживать в памяти правило,
высказанное взрослым, и действовать
нему без напоминания
способен аргументировать
суждения, стремится к результативном у
проявляет позицию защитника природы
выполнению работы в соответствии
родного края
темой, к позитивной оценке резу
Ребѐнок обладает
понимает эмоциональные состояния обладает установкой на толерантность,
установкой
взрослых и других детей, выраженные в способностью мириться, уживаться с тем,
положительного мимике,
пантомимике,
действиях, то является отличным, непохожим,
отношения к миру, к интонации речи, проявляет готовность
непривычным(например, с чужим
разным видам труда, помочь, сочувствие.
мнением, с человеком, имеющим
другим людям и самому
недостатки физического развития, с
себе,
чувством
людьми других национальностей и
собственного
др.)
способен находить общие черты в
достоинства;
активно настроении людей, музыки, природы,
взаимодействует
со картины, скульптурного изображения
сверстниками
и
удовольствием рассказывает о своих
взрослыми, участвует в высказывает свое мнение о причинах
того
или
иного
эмоционального друзьях других этносов, высказывает
совместных играх.
состояния людей, понимает некоторые желание
расширять
круг
Способен
образные
средства,
которые межэтническогообщения
договариваться,
учитывать интересы и используются для передачи настроения в
чувства
других, изобразительном искусстве, музыке, в
сопереживать неудачам художественной литературе
и радоваться успехам может самостоятельно или с небольшой знает некоторые способы налаживания
других,
адекватно помощью воспитателя
этнического общения с детьми других
проявляет свои чувства, объединяться для совместной
этносов и использует их при решении
том числе чувство верыдеятельности, определять общий замысел, проблемно-игровых и реальных ситуаций
распределять роли, согласовывать
себя, старается
взаимодействия
действия, оценивать
полученный
разрешать конфликт.
стремится
регулировать
свою
активность: соблюдать очередность,
учитывать права других людей

обладает чувством разумной осторожности,
выполняет выработанные обществом
правила поведения (на дороге, в природе, в
социальной действительности)
проявляет инициативу в общении способен
чувствовать
прекрасное,
делится впечатлениями со сверстниками, воспринимать красоту окружающего мира
задает вопросы, привлекает к общению (людей, природы), искусства,
других детей
литературного
народного,
музыкального
может предварительно обозначить тем у проявляет эмоциональную отзывчивость
игры, заинтересован совместной игрой при участии в социально значимых делах,
событиях (переживает эмоции, связанные с
событиями военных лет и подвигами
горожан, стремится выразить позитивное

согласовывает в игровой деятельно
свои интересы и интересы партнеров,
умеет объяснить замыслы, адресовать
обращение партнеру
проявляет
интерес
к
игровому
экспериментированию, к развивающим
познавательным играм
в играх с готовым содержанием
правилами действуют в точном
соответствии с игровой задачей
правилами

положительно настроен по отношению
окружающим, охотно вступает в
общении с близкими взрослыми и
сверстниками проявляет сдержанность
по отношению незнакомым людям
имеет положительную самооценку,
стремится к успешной деятельности
в дидактических играх оценивает
возможности и без раздражения
воспринимает проигрыш
объясняет правила игры сверстникам

отношение к пожилым жителям города и
др.)
отражает свои впечатления о малой родине
предпочитаемой деятельности
(рассказывает, изображает, воплощает
образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.)
охотно участвует в общих делах социальногуманистической
направленности
(в
подготовке концерта для ветеранов войны,
посадке деревьев на участке, в конкурсе
рисунков «Мы любим нашу землю» и пр
выражает желание в будущем (когда
вырастет) трудиться на благо родной
страны, защищать Родину от врагов,
стараться решить некоторые социальные
проблемы
проявляет начала социальной активности:
охотно участвует в социально значимых
событиях, переживает эмоции, связанные с
событиями военных лет и подвигами
горожан (сельчан), стремится выразить
позитивное отношение к пожилым
жителям города, достижениям горожан;
стремится налаживать бесконфликтные
отношения с детьми других этносов, с
желанием участвует в разных
видахдеятельности с ними
Уважительно
высказывается
о
представителях разных этносов, толерантно
относится
к
детям
других
национальностей
Ярко переживает эстетические чувства
при восприятии
объектов
родной
природы,
высказывает
эстетические
суждения, эмоционально «заражает»
сверстников

различает разные эмоциональные
состояния, учитывает их в
поведении, охотно откликается
просьбу помочь, научить другого тому,
что хорошо освоил
Ребѐнок
обладает фантазирует, сочиняет разные истории, обладает креативностью, способностью к
развитым
предлагает пути решения проблем
созданию нового в рамках адекватной
воображением,
возрасту деятельности, к самостоятельному
которое реализуется в
поиску разных способов решения
разных
видах
одной итой же задачи
деятельности,
и разворачивает
содержание
игры обладает способностью выйти за пределы
прежде всего в игре; зависимости от количества играющих
исходной, реальной ситуации и в процессе
владеет разными
детей
преобразования создать новый,
формами и видами игры, создает творческую предметно-игровую оригинальный продукт
различает среду, использует полифункциональный
условную и реальную материал, предметы заместители и др.
ситуации,
умеет
подчиняться
разным
правилам и социальным
нормам
Ребѐнок
достаточно имеет богатый словарный запас
ребенок понимает значение эмоциональной
хорошо владеет устной
окраски слова, его значения в процессе
речью, может выражать речь чистая, грамматически правильная, общения, а также то, как влияют
выразительная

свои мысли и желания значительно увеличивается запас слов, отрицательные
эмоции,
речевые
может
использовать совершенствуется
высказывания на состояние самого
грамматический строй речи, появляются человека и других людей
речь для выражения
своих мыслей, чувств
элементарные виды суждений
об
желаний,
окружающем
построения
пользуется не только простыми, но
владеет
основными
речевого высказывания в сложными предложениями
нормами
регулирующих
ситуации общения
устную речь
умеет
выделять определяет жанр произведения; называет употребляет образные слова, сравнения,
звуки в словах, у любимые сказки и рассказы
эпитеты, точные глаголы; наиболее
ребѐнка складываются проявляет интерес к объѐмным
подходящие по смыслу слов при
предпосылки
обозначении предметов, действий, качеств
произведениям, которые читаются
грамотности.
главам
драматизирует небольшие произведения
понимает образные выражения в
читает по ролям стихотворения
загадках, пословицах, поговорках
народов Урала
вспоминает
2-3
программных проявляет чувство гордости от осознания
стихотворения
(при
необходимости принадлежности к носителям традиций и
следует напомнить ребѐнку первые
культуры своего края
строчки), 2-3 считалки, загадки
называет любимого детского писателя
договаривается с партнѐрами, во ч
играть, кто кем будет в игре; подчиняет
правилам игры
объясняет
правила
игры;
аргументировано и доброжелатель
оценивает ответ, высказывания
употребляет сложные предложения
разных видов; при пересказе пользует
прямой и косвенной речью
самостоятельно составляет по образ цу
рассказы о событиях из личного опыта,
сюжетной картинке, по набору картинок;
сочиняет
концовки
к
сказкам;
последовательно, без существенных
пропусков пересказывает небольшие
литературные произведения
определяет место звука в слове,
производит разбор слова по звукам
подбирает
к
существительному
несколько прилагательных; заменяет
слово друг
словом с исходным значением
У ребѐнка развита
ребенок проявляет элементы творчества в
проявляет
интерес
к
крупная и мелкая
физическим упражнениям
двигательной деятельности:
моторика;
он правильно выполняет физические
самостоятельно
составляет
простые
подвижен, выносливо, упражнения, проявляет самоконтроль
варианты из освоенных физических
владеет
основными самооценку
упражнений и игр, через движения передает
движениями,
своеобразие конкретного образа, стремится
неповторимости, индивидуальности в
может контролировать
свои
движения
и может самостоятельно придумать
способен
придумывать
композицию
управлять
выполнить несложные физически
образно-пластического этюда по заданному
упражнения
сюжету, внося в нее (импровизационно)
собственные детали и оригинальные
«штрихи» воплощения образа

Ребѐнок способен
волевым
усилиям,
следовать
социальным нормам
поведения
и
правилам в разных
видах деятельности, во
взаимоотношениях со
взрослыми
и
сверстниками, может
соблюдать
правила
безопасного поведения
ной гигиены

владеет навыками построения в шеренгу, использует
в
самостоятельной
в колонну по одному, парами, в круг
деятельности, организует совместно с
детьми
разнообразные по содержанию подвижные
игры народов Урала, способствующие
развитию психофизических качеств,
ловит мяч с расстояния, метает мяч
проявляет интерес к подвижным и
разными способами правой и левой
спортивным, народным играм
руками, отбивает об пол
традиционным для Урала
ходит на лыжах, поднимается на горку, понимает значение укрепления здоровья и
переступает
безопасного поведения
скользит по ледяным дорожкам
удовольствием делится своими знаниями
ориентируется в пространстве, на ходит об основных способах обеспечения и
укрепления
доступными
средствами
правую и левую руки
физического здоровья в природных,
обращается за помощью к взрослым
климатических условиях конкретного
проблемных со здоровьем ситуациях
места
проживания, Среднего Урала
самостоятельно выполняет основные владеет основами безопасного поведения:
культурно-гигиенические
процессы знает, как позвать на помощь, обратиться
(культура еды, умывание, одевание)
за
помощью к взрослому
владеет приемами чистки одежды и обуви
с помощью щетки
самостоятельно замечает, когда
знает свой адрес, имена родителей,
нужно
вымыть руки или
их контактную информацию
причесаться
освоил
отдельные
правила
бегает контактов с незнакомыми людьми
безопасного поведения, способен
на улице
рассказать взрослому о своем
самочувствии и о некоторых опасных
ситуациях, которых нужно избегать
различает некоторые съедобные и ядовитые
проявляет уважение к взрослым
грибы,
ягоды,
травы,
проявляет
осторожность при встрече с незнакомыми
животными
соблюдет правила дорожного движения,
умеет интересоваться
поведения в транспорте
состоянием здоровья близких людей,
ласково называть их
стремится рассказывать старшим о своих
делах, любимых играх и книгах
внимателен к поручениям взрослых,
проявляет самостоятельность и
настойчивость в их выполнении,
вступает в сотрудничество
соблюдает установленный порядок
поведения в группе, ориентируется в
своем поведении не только на контроль
воспитателя, но и на самоконтроль на
основе известных правил, владеет
приемами справедливого распределения
игрушек, предметов
понимает, почему нужно выполня
правила культуры поведения,
представляет последствия своих
неосторожных
действий для других детей
Стремится к мирному разрешению
конфликтов

Ребѐнок проявляет
любознательно
сть
задаѐт вопросы
взрослым
и
сверстникам,
интересуется
причинноследственными связями,

проявляет интеллектуальную активность, проявляет познавательную активность,
проявляется принять и самостоятельно способность и готовность расширять
поставить собственный опыт за счет удовлетворения
познавательную задачу и решить ее
потребности
в
новых
знаниях,
доступными способами
переживатьрадость открытия нового
проявляет интеллектуальные эмоции,
умение использовать разнообразные
догадку и
техники получения информации
для
сообразительность, с удовольствием
удовлетворения интересов, получения
экспериментирует
знаний и содержательного общения

самостоятельно
придумывать
проявляет интерес к малой родине, родному
испытывает интерес к событиям,
объяснения
явлениям находящимся за рамками
раю, их истории, необычным памятникам,
природы и поступкам личного опыта, интересуется события зданиям
людей;
склонен прошлого и будущего, жизнью родного
наблюдать,
города и страны, разными народами,
животным и растительным миром
экспериментировать.
Обладает начальными знает свои имя, отчество, фамилию, пол, проявляет интерес к событиям настоящего
знаниями о себе, о дату рождения, адрес, номер телефона,
прошлого родного края
природном
и членов семьи, профессии родителей
социальном мире, в Располагает некоторыми сведениями об проявляет интерес к национальному
котором
он
живѐт; организме,
назначении
отдельных разнообразию
людей
своего
края,
знаком
с органов,
стремление к знакомству с их культурой
произведениями детской условиях их нормального
литературы, функционирования
обладает
охотно рассказывает о себе, события
активно включается в проектную
элементарными
своей жизни, мечтах, достижениях,
деятельность,
самостоятельное
представлениями из
увлечениях
исследование,
детское
области живой природы,
коллекционирование, создание миниестествознания,
музеев, связанных с прошлым и настоящим
тематики, истории и имеет представления о многообразии
проявляет самостоятельность, способность
.; ребѐнок способен растений
и
животных,
их
без помощи взрослого решать адекватные
принятию собственных потребностях как живых организмов,
возрасту задачи, находить способы и
решений, опираясь
на владеет представлениями об уходе за
средства реализации собственного замысла
свои знания и умения в растениями, некоторыми животными,
материала народной культуры
различных
видах стремится применять имеющиеся
деятельности
представления в собственной
деятельности
знает название своей страны, ее самостоятельно может рассказать о малой
государственные символы, испытывает родине,
родном крае
(их
чувство гордости своей страной
достопримечательностях,
природных
особенностях, выдающихся людях),
использует народный фольклор, песни,
на-родные игры в самостоятельной и
совместной деятельности, общении с
другими детьми и взрослыми
имеет некоторые представления
обладает начальными знаниями о себе, об
природе родной
страны, истории своей семьи, ее родословной
достопримечательностях
России
и
родного города, ярких событиях
недавнего прошлого, великих россиянах
проявляет интерес к жизни людей в
обладает начальными знаниями об истории
других странах мира
образования родного города
стремится поделиться впечатлениями обладает начальными знаниями о
поездках в
богатствах недр Урала
(полезных
ископаемых, камнях самоцветах)
другие города, другие страны мира
обладает
начальными
знаниями
о
природноклиматических зонах Урала (на
севере - тундра, тайга, на Юге Урала степь), о животном и растительном мире

различает и называет виды транспорта обладает начальными знаниями о том, что
предметы, облегчающие труд человека на Урале живут люди разных
быту, и предметы создающие комфорт национальностей
определяет размер, цвет, форму и обладает начальными знаниями о том, как
других признаки предметов; на основе
люди заботятся о красоте и чистоте
этого
своего народа
описывает предмет
знает, что любая вещь создана т
рудом обладает начальными знаниями о том, что
многих людей. В каждую вещь человек уральцы внесли большой вклад в победу
вложил свои умения, творчеств
о, нашей страны над фашистами во время
аккуратность
Великой Отечественной войны
начальными
знаниями
о
классифицирует предметы, определяет обладает
материалы, из которых они сделаны; промыслах и ремеслах Урала (камнерезное
самостоятельно характеризует свойства ювелирное искусство; каслинское литье,
качества этих материалов: структура ограды и решетки города Екатеринбурга;
уральская роспись на бересте, металле,
поверхности, твѐрдость-мягкость,
хрупкость-прочность, блеск, звонкость, керамической посуде)
температура поверхности
называет
профессии
строителей,
знает название и герб своего города
земледельцев, работников транспорта, (поселка, села), реки (водоема), главной
связи, промышленности
площади, местах отдыха;
знает некоторые правила дорожного знает фамилии уральских писателей и
движения:
улицу
переходят
в названия их произведений (П.П. Бажов,
специальных местах, через дорогу Д.Н Мамин-Сибиряк)
переходить можно только на зеленый
сигнал светофора
анализирует результаты наблюдений
знает другие близлежащие населенные
делает выводы о некоторых
пункты и крупные города Урала
закономерностях и взаимосвязях в
природе
знает и называет диких и домашних знает, что Урал - часть России,
животных, некоторых птиц, насекомых, Екатеринбург
- главный город
земноводных
Свердловской области
активен в стремлении к познанию
делает выводы о том, как человек мож
разных видоа трудовой деятельности
беречь природу
и
отражению
своих
размещает
предметы
различнойвзрослых
величины
(до
7-10)
в
порядкепредставлений в изобразительной и
возрастания, убывания их
длины, игровой деятельности,
ширины, высоты, толщины; понимать сюжетно-ролевых играх; использует
относительность
признака
величинпредставления о трудовых процессах
взрослых для организации собственной
предметов.
- определяет своѐ местонахождение сред трудовой деятельности
предметов и люде й, а также положение
выделяет
составные
части
групп удовольствием участвует в разных видах
предметов, их признаки различия деятельности на материале народной
сходства, сравнивать части на основ культуры, в том числе проектах, детском
счѐта предметов и составления пар; книгоиздательстве и оформлении выставок
понимает, что целая группа предметов по этнической проблематике
больше каждой своей части ((час
меньше целого)
считает (отсчитывает в пределах 10,
уравнивать две группы предметов (+1, -1)
правильно
пользуется
проявляет
интерес
к
технико
количественно
и порядковыми
технологической, информационной среде,
числительными (в пределах10),
иных источниках, способах поиска и
отвечает на вопросы:
передачи информации
«Сколько?», «Который по счѐту?»

сравнивает рядом стоящие числа
интересуется изучением природного
пределах 10 (опираясь на наглядность) мира, высказывает догадки, размышляет о
устанавливает, какое число больше причинах природных явлений, организует
(меньше) другого; уравнивает неравные и
осуществляет
познавательногруппы предметов двумя способа
исследовательскую
деятельность
в
(удаление и добавление единицы)
соответствии с собственными замыслам
сравнивает предметы на глаз (по длине, увлечен познанием природы родного края,
ширине, высоте, толщине); с помощь
открытием ее законов, интересуется
наложения, приложения на глаз
познавательной литературой, ищет
имеет представление о переходе веще
ответывопросы, увлекается
из твѐрдого состояния в жидкое
коллекционированием,
наоборот
изобретениями,
вовлекает
сверстников
в
интересную
познавательную деятельность
знает
некоторые
характерные
особенности геометрических фигур
(количество углов сторон; равенство,
различает форму предметов: круглую,
треугольную, четырѐхугольную
знает, что утро, день, вечер, ночь
составляют
сутки;
последовательность
частей
суток
называет текущий день недели
Изобразительная деятельность
проявляет интерес к произведения
изобразительного искусства

проявляет интерес к произведениям
этического
и
музыкального
фольклора,
знает особенности изобразительных
декоративно-прикладного искусства Урала,
материалов
создает изображения предметов (п
о художественных произведений уральских
хоров для детей
представлению, с натуры); сюжетные
изображения (на темы окружающей
жизни, явлении природы, литературных
произведений);
воссоздаѐт
в
собственной
использует разнообразные
изобразительно-творческой
композиционные решения,
изобразительные материалы
деятельности сюжетов
произведений
уральских писателей,
использует различные цвета и
народных сказок, сказов
оттенки для создания выразительных
образов
выполняет узоры по мотивам народного ребенок самостоятельно применяет
декоративно-прикладного
искусства; изобразительные
умения
и
использует
разнообразные
приѐмы изобразительные
средства
для
элементы для создания узора, подбирает передачи колорита изделий уральских
цвета в соответствии с тем или ин
мастеров на
видом декоративного искусства
основе
материалов
и
техник
лепит предметы разной формы, используяхудожественно-изобразительной
деятельности, традиционных для Среднего
усвоенные ранее приѐмы и способы
Урала.
создает небольшие сюжетные
композиции, передавая пропорции, поз
и движения фигур
изображает предметы и создавать
несложные сюжетные композиции,
используя разнообразные приѐмы
вырезания, а также обрывания бумаги
создает изображения по мотивам
народных игрушек
анализирует образец постройки

планирует этапы создания собственной
постройки, находить конструктивные
решения
создает постройки по рисунку
сгибает лист вчетверо в разных
направлениях, работает по готовой
выкройке
выполняет не сложные поделки способ
оригами
делает игрушки, сувениры из природного
и бросового материала
правильно пользуется ножницами
Музыкальная деятельность
развиты элементы культуры
способен ритмично и выразительно
слушательского восприятия
двигаться в русских народных танцах,
выражает желание посещать концерты, хороводах,
проявляя тв
орчество,
музыкальный театр
самостоятельность, может передать
музыкально-игровой образ, способен
музыкально
эрудирован,
имеет
организовывать русские народные
представления о жанрах музыки
музыкальные игры
способен импровизировать и выбирать
проявляет себя разных видах
средства для самовыражения, включаться в
музыкальной исполнительской
активен в театрализации
различные формы (в хороводах, играх,
календарно-обрядовых,
народных
участвует в инструментальных
праздниках)
коллективного
музыкального
импровизациях
творчества,
связанного
с
жизньюуральского региона
проявляет
чувство
восхищения
результатами культурного творчества
представителей своей и других культур
(музыка, танцы, песни, литературные
произведения, национальный костюм,
предметы
декоративно-прикладного
искусства и др.)
проявляет интерес к художественноэстетической стороне жизни человека на
Урале в прошлом и настоящем


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».