аннотация к рабочей программе возраст (4-5 лет)

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе детей 5-го года жизни (4-5 лет)
Рабочая программа разработана:
- в соответствии с Основной общеобразовательной программой - образовательной программой
дошкольного образования (далее - ООП ДО) Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения - детского сада № 180» (далее - ДОУ);
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО);
- с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), далее - ПООП (рамочная).
Образовательная деятельность реализуется в течение всего времени пребывания детей 4-5 лет
(средняя группа) в ДОУ.
В рабочей программе раскрывается общая модель образовательного процесса, в которой
учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста,
определена структура и наполнение содержания образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.
Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация
образовательной среды, в том числе предметно - пространственной и развивающей образовательной
среды, выступают в качестве модулей, из которых создана данная ООП ДО.
Модульный характер представления содержания образования в рабочей программе способствует
ее конструированию на материалах выбранных участниками образовательных отношений (взрослыми)
спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования (примерной и парциальных).
Цель:
Образовательная деятельность с детьми 5-го года жизни направлена на:
- создание условий развития ребенка среднего дошкольного возраста, открывающих возможности
для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе общения со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей младшего дошкольного возраста.
Цели образовательной деятельности достигаются через решение поставленных образовательных
задач с учетом обязательной части ООП ДО и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Задачи образовательной деятельности:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей младшего дошкольного возраста, в
том числе их эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности ребенка;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
младшего дошкольного возраста.
Образовательная деятельность строится на принципе личностно-развивающего взаимодействия
взрослого с детьми.
Задачи образовательной деятельности в части, формируемой участниками образовательных
отношений:
1. Способствовать неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы ребенка,
обогащению личного опыта, самостоятельности и ощущению единой дружной семьи, радости общения
со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье.

2. Способствовать развитию познавательной, речевой активности ребенка, обогащать его
представления о людях, предметах и явлениях ближайшего окружения (дом, семья, детский сад, город).
3. Воспитывать доброжелательное отношение ребенка к миру ближайшего окружения,
эмоциональную отзывчивость на состояние близких (других) людей, добрые чувства к животным и
растениям ближайшего природного и социального окружения.
4. Способствовать развитию начал творческих проявлений ребенка, интереса к участию в
игровой, познавательной, исследовательской деятельности с элементами творчества, переживанию
успеха и радости от реализации своих замыслов (достижений).
5. Способствовать развитию конструкторских умений и художественно-творческих способностей
детей, ознакомлению их с различными приемами моделирования и конструирования развитию
ассоциативного мышления, воображения, творческих умений, практических навыков, художественного
вкуса.
Реализация рабочей программы осуществляется:
1) педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ.
2) учебно-вспомогательными работниками в группе в течение всего времени пребывания
воспитанников в детском саду.
В целях эффективной реализации рабочей программы в ДОУ созданы условия для
профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т.ч. их дополнительного
профессионального образования, в различных формах и программах дополнительного
профессионального образования, в т.ч. учитывающих особенности реализуемой основной
образовательной программы дошкольного образования.
В ДОУ предусмотрено организационно-методическое сопровождение педагогов как
самостоятельно, так и с привлечением других организаций и партнеров обеспечивать консультативную
поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей, в том числе
реализации программ инклюзивного образования дошкольников.
В соответствии с принципами ООП ДО, а также с учетом индивидуальных особенностей
воспитанников, спецификой их индивидуальных потребностей и интересов, при организации
образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями,
предусмотрено следование принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного
образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной
деятельности в соответствии с этими принципами, принимается во внимание разнообразие интересов и
мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования
разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают
семьи воспитанников, и особенности места расположения ДОУ.
В рабочей программе определено примерное содержание образовательных областей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
в дошкольном возрасте
- игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
- познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в
процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и
иной материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Обязательная часть рабочей программы полностью соответствует примерной основной
образовательной программе дошкольного образования и направлено на обеспечение развития личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные
единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области):
• «Познавательное развитие»;
• «Социально-коммуникативное развитие»;
• «Речевое развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».
Рабочая программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников,
социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка,
формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития,
развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и
возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на
обеспечение здоровья и безопасности детей.
Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными
требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими
исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его
активности.
Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития
личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание
общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.
На основе рабочей программы на разных возрастных этапах развития и социализации
дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и
реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской
деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация
образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда,
выступают в качестве модулей, из которых создана рабочая программа.
Содержание образовательной программы отражает следующие аспекты образовательной среды для
ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
В образовательной программе представлено содержание в соответствии с двумя частями:
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими.
Объем обязательной части образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего
объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%, определен:
• в соответствии с требованиями органов здравоохранения;
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой группы.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы
осуществлено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их
образовательных потребностей и интересов.
Реализация рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов
и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих
принципам и целям рабочей программы и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных
социокультурных, географических, климатических условий реализации рабочей программы, возраста
воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных
представителей).
Вариативными формами, способами, методами организации образовательной деятельности служат
такие формы как:
- образовательные предложения для целой группы (занятия);
- образовательные ситуации;
- различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр,
подвижные и традиционные народные игры;
- взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой;
- проекты различной направленности, прежде всего исследовательские;
- праздники, социальные акции т.п.,
- а также использование образовательный потенциал режимных моментов.
Все формы вместе и каждая в отдельности реализуются через сочетание организованных
•
•

взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.
Любые формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы осуществляются с
учетом ООП ДО, то есть обеспечивают активное участие ребенка в образовательном процессе в
соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия
и общения и др.
При подборе форм, методов, способов реализации рабочей программы для достижения
планируемых результатов, описанных в рабочей программе в форме целевых ориентиров, и развития в
пяти образовательных областях учитываются общие характеристики возрастного развития детей и задачи
развития для каждого возрастного периода.
Описание образовательной деятельности представлено модулями образовательной
деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях:
Модуль образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие,
Модуль образовательной деятельности «Познавательное развитие,
Модуль образовательной деятельности «Речевое развитие»,
Модуль образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие»
Модуль образовательной деятельности «Физическое развитие».
Рабочая программа педагога состоит из разделов:
I. Целевой раздел - включает цели и задачи реализации программы, значимые общие характеристики
возраста и индивидуальные характеристики условий и особенностей развития детей группы,
планируемые результаты освоения программы к концу учебного года;
II. Содержательный раздел - включает описание тематики образовательной деятельности по пяти
образовательным областям, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности
применяемых культурных практик, особенности, формы и тематику взаимодействия с семьями
воспитанников, содержание коррекционной и психологической работы с детьми.
Ш. Организационный раздел - включает описание обеспеченности создаваемых в группе условий
методическими материалами, материалами и средствами для осуществления образовательного процесса,
описание условий предметно- пространственной развивающей среды; включает режим дня, расписание
занятий непосредственно образовательной деятельности.
Целевые ориентиры

Конкретизация целевых ориентиров
с учетом возраста детей 5-го года жизни
(обязательная часть)

Ребѐнок владеет
основными
культурными способами
деятельности, проявляет
инициативу и
самостоятельность в
разных видах
деятельности - игре,
общении, познавательноисследовательской
деятельности,
конструировании и др.;
способен выбирать себе
род занятий, участников по
совместной
деятельности.

ребенок может применять усвоенные знания и
способы деятельности для решения
несложных задач, поставленных взрослым
доброжелателен в общении со
сверстниками в совместных делах; проявляет
интерес к разным видам деятельности,
активно участвует в них
овладевает умениями
экспериментирования и при содействии
взрослого активно использует их для решения
интеллектуальных и бытовых задач
сформированы специальные умения и навыки
(речевые, изобразительные,
музыкальные, конструктивные и др.),
необходимые для осуществления
различных видов детской деятельности
владеет разными способами деятельности,
проявляет самостоятельность, стремится
к
самовыражению
с помощью взрослого ребенок может
наметить действия, направленные на
достижение конкретной цели

с учетом части, формируемой участниками
образовательных отношений

умеет работать по образцу, слушать взрослого
и выполнять его задания, отвечать, когда
спрашивают
может применять усвоенные знания и
способы деятельности для решения
несложных задач, поставленных взрослым
доброжелателен в общении со
сверстниками в совместных делах; проявляет
интерес к разным видам деятельности,
активно участвует в них
овладевает умениями
экспериментирования и при содействии
взрослого активно использует их для решения
интеллектуальных и бытовых задач
сформированы специальные умения и навыки
(речевые, изобразительные,
музыкальные, конструктивные и др.),
необходимые для осуществления
различных видов детской деятельности
Ребѐнок обладает
проявляет стремление к общению со
активен в играх, в тематике отражает семейные
установкой
сверстниками, нуждается в
и несложные профессиональные отношения
положительного
содержательных контактах со
взрослых
отношения к миру, к
сверстниками по поводу игрушек,
разным видам труда,
совместных игр, общих дел, налаживаются
первые дружеские связи между детьми
другим людям и самому
себе, чувством
по предложению воспитателя может
проявляет в играх добрые чувства по
собственного достоинства; договориться со сверстником
отношению к сверстникам и игрушкам, интер ес
активно
к общему замыслу, действовать согласованно с
партнерами по игре
взаимодействует со
сверстниками и
охотно вступает в ролевой диалог
со
стремится к самовыражению в
взрослыми, участвует в
деятельности, к признанию и уважению
сверстниками, взрослым
совместных играх.
сверстников
Способен договариваться, охотно сотрудничает со взрослыми не только стремится комментировать события,
учитывать интересы и
в практических делах, но и активно стремится происходящие в совместной деятельности
с
чувства других,
к познавательному,
детьми, взрослым; выразительно передавать
переживать неудачам и интеллектуальному общению со
особенности движений, эмоциональных
радоваться успехам других, взрослыми: задает много вопросов
состояний
адекватно поискового характера
проявляет свои чувства, в начинает проявлять уважение к старшим,
выделяет конкретные действия и поступки
ом числе чувство веры в называет по имени и отчеству
взрослых, в которых проявляется их забота о
себя, старается разрешать
других (о детях, животных, членах семьи), а
конфликт.
также поступки, в которых проявляется добро е
отношение детей к взрослым, к родителям, к
воспитателю
откликается на эмоции близких людей и
сохраняет преобладающее эмоционально
друзей
положительное настроение, быстро
преодолевает негативные состояния,
стремится к положительной оценке
окружающих и повторению одобренных
действий
испытывает радость от общения с животными понимает и словесно выражает некоторые свои
и растениями, как знакомыми, так и новыми состояния, желания
для него
сопереживает персонажам сказок
проявляет интерес к результату собственного
труда и труда других людей
бережно относится к предметному миру как
эмоционально реагирует на
результату труда взрослых
художественные произведения, мир природы
откликается на эмоции людей и друзей
охотно включается в совместный труд
взрослым или сверстниками, стремится
к
выполнению трудовых обязанностей
испытывает радость от общения с животными проявляет любовь к родителям, интересуется
и растениями как знакомыми
событиями в семье

ак и новыми для него
сопереживает персонажам сказок.

эмоционально откликается на красоту природы
ближайшего окружения, проявляет сочувствие
попавшим в беду, обнаруживает стремление
оказывать помощь

эмоционально реагирует на художественные проявляет интерес, положительное
произведения, мир природы
эмоциональное отношение к посещению музея
с удовольствием включается в поисково
проявляет стремление к общению со
сверстниками, нуждается в содержательных исследовательскую деятельность познании
природы ближайшего окружения как вместе со
контактах со сверстниками по поводу
взрослым, так и самостоятельно, использует
игрушек, совместных игр, общих дел,
разные поисковые действия
налаживаются первые дружеские связи
между детьми
по предложению воспитателя может
договориться со сверстником
стремится к самовыражению в
деятельности, к признанию и уважению
сверстников
охотно сотрудничает со взрослыми не только
в практических делах, но и активно стремится
к познавательному,
интеллектуальному общению со
взрослыми: задает много вопросов
поискового характера
начинает проявлять уважение к старшим,
называет по имени и отчеству
преимущественно жизнерадостно,
дружелюбно настроен
внимателен к словам и оценкам взрослых,
стремится к положительным формам
поведения
в привычной обстановке самостоятельно
выполняет знакомые правила общения со
взрослыми (здороваться, прощаться,
обращаться на «вы»)
общаясь со сверстниками, проявляет желание
понять их замыслы, делится игрушками,
вступает в ролевой диалог
замечает ярко выраженное эмоциональное
состояние сверстника или близких, по
примеру воспитателя проявляет
сочувствие; сопереживает героям сказок и пр.
охотно отвечает на вопросы о семье,
проявляет любовь к родителям, доверие к
воспитателю
проявляет познавательный интерес к труду
взрослых, профессиям, технике; охотно
отражает эти представления в играх
способен использовать обследовательские
действия для выделения качеств и свойств
предметов и материалов, рассказать о
предмете, его назначении и особенностях, о
том, как он был создан

Ребѐнок обладает
развитым воображением,
которое реализуется
вразных видах

стремится к выполнению трудовых
обязанностей, охотно включается в
совместный труд со взрослыми или
сверстниками
в играх наблюдается разнообразие сюжетов

отражает в подвижных играх различные образы,
проявляет интерес к обыгрыванию действий
сказочных персонажей, героев детских стихов,
песен

называет роль до начала игры, обозначает
деятельности, и прежде
активно и с желанием участвует в разных видах
свою новую роль по ходу игры
всего в игре; владеет
творческой художественной
разными формами и видами
деятельности на основе фольклорных
игры, различает условную
литературных произведений
реальную ситуации,
проявляет самостоятельность в выборе и
проявляет элементарное творчество
умеетподчиняться разным использовании предметов- заместителей, с
двигательной деятельности (видоизменяет
правилам и социальным
интересом включается в ролевой диалог со физические и спортивные упражнения,
нормам
создает комбинации из знакомых
сверстниками
выдвигает игровые замыслы, инициативен в упражнений, выразительно передает образ
персонажей в народных подвижных играх)
развитии игрового сюжета
вступает в ролевой диалог
проявляет интерес к игровому
экспериментированию с предметами и
материалами
проявляет творчество в создании игровой
обстановки в театрализации
в играх с правилами принимает игровую
задачу, проявляет интерес к результату,
выигрышу
Ребѐнок достаточно
речевые контакты становятся более
с удовольствием вступает в общение со
орошо владеет устной
длительными и активными
знакомыми взрослыми людьми: понимает
речью, может выражать
обращенную к нему речь, отвечает на вопросы,
и мысли и желания,
используя простые
распространенные предложения
может использовать речь
для выражения своих
совместно со взрослым охотно
мыслей, чувств и
для привлечения и сохранения внимания
пересказывает потешки, знакомые сказки,
желаний, построения
сверстника ребенок использует средства
играет со звуками, рифмами, словом
речевого высказывания в интонационной речевой выразительности
(силу голоса, интонацию, ритм и темп речи)
ситуации общения,
может выделять звуки в
выразительно читает стихи, пересказывает
словах, у
короткие рассказы, передавая свое отношение проявляет интерес к красоте и выразительности
ребѐнка
к героям
родного языка, языка художественного
складываются
произведения, поэтического слова
предпосылки
инициативен в разговоре, отвечает на вопросы
грамотности.
задает встречные
использует в речи слова участия,
эмоционального сочувствия, сострадания для
поддержания сотрудничества, установления
отношений со сверстниками и взрослыми
проявляет словотворчество, интерес к языку,
с помощью образных средств языка передает различает понятия «слово» и «звук»
эмоциональные состояния людей и животных
проявляет инициативу и активность в
общении; решает бытовые и игровые задачи
посредством общения со взрослыми и
сверстниками
без напоминания взрослого здоровается и
прощается, говорит
«спасибо» и
«пожалуйста»
инициативен в разговоре, отвечает на
вопросы, задает встречные, использует
простые формы объяснительной речи
большинство звуков произносит правильно,
пользуется средствами эмоциональной и
речевой выразительности
самостоятельно пересказывает знакомые
сказки, с небольшой помощью взрослого
составляет описательные рассказы и загадки
проявляет словотворчество интерес к языку
слышит слова с заданным первым звуком
понимает и употребляет слова- антонимы;

умеет образовывать новые слова по аналогии
со знакомыми словами
умеет выделять первый звук в слове
рассказывает о содержании сюжетной
картинки
может повторить образцы описания игрушки
может назвать любимую сказку, прочитать
наизусть понравившееся стихотворение,
считалку
рассматривает иллюстрированные издания
детских книг, проявляет интерес к ним
драматизирует (инсценирует) небольшие
сказки (отрывки из сказок)
с интересом слушает литературные тексты,
воспроизводит текст
У ребѐнка развита крупная двигательной деятельности ребенок
и мелкая
проявляет хорошую координацию, быстроту,
моторика; он
силу, выносливость, гибкость
подвижен,
уверенно и активно выполняет основные
вынослив, владеет
движения, основные элементы
основными движениями, общеразвивающих, спортивных упражнений,
может контролировать
свободно ориентируется в пространстве,
и движения и
хорошо развита крупная и мелкая моторика
рук
управлять ими.
проявляет интерес к разнообразным
физическим упражнениям, действиям с
различными физкультурными пособиями,
настойчивость для достижения хорошего
результата, потребность в двигательной
активности
переносит освоенные упражнения в
самостоятельную деятельность

проявляет интерес к подвижным и спортивным
народным играм, традиционным для Урала
проявляет интерес к правил здоровье
сберегающего и безопасного поведения

проявляет инициативность в общении с другими
детьми и взрослым во время участия в
народных подвижных играх

проявляет интерес к правил здоровье
сберегающего и безопасногоповедения

самостоятельная двигательная
стремится соблюдать элементарные правил
а
деятельность разнообразна
здорового и безопасного образа жизни
проявляет элементарное творчество в
имеет элементарные представления о том, что
двигательной деятельности: видоизменяет
такое здоровый человек, что помогает нам быть
физические упражнения, создает
здоровыми
комбинации из знакомых упражнений,
передает образы персонажей в подвижных
играх
с интересом стремится узнать о факторах,
проявляют стремление узнавать от взросло
обеспечивающих здоровье, с
некоторые сведения о своем организме,
о
удовольствием слушает рассказы и сказки,
функционировании отдельных органов
стихи о здоровом образе жизни, любит
рассуждать на эту тему, задает вопросы,
делает выводы
может элементарно охарактеризовать свое
с интересом изучает себя, наблюдает за своим
самочувствие, привлечь внимание взрослого в здоровьем
случае недомогания
стремится к самостоятельному
осуществлению процессов личной гигиены,
их правильной организации
умеет в угрожающих здоровью ситуациях
позвать на помощь взрослого
владеет навыками построения в шеренгу,
колонну по одному, парами, в круг
ловит мяч с расстояния
метает мяч разными способами правой и
левой руками, отбивает об пол
ходит на лыжах, поднимается на горку,
переступает
скользит по ледяным дорожкам

Ребѐнок способен к
волевым усилиям, может
следовать социальным
нормам поведения и
правилам в разных видах
деятельности, во
взаимоотношениях со
взрослыми и
сверстниками, может
соблюдать правила
безопасного поведения и
ичной гигиены

ориентируется в пространстве, находит
правую и левую руки
выполняет доступные возрасту
гигиенические процедуры, соблюдает
элементарные правила здорового образ
жизни: рассказывает о последовательности и
необходимости выполнения культурногигиенических навыков
самостоятелен в самообслуживании, сам
ставит цель, видит необходимость
выполнения определенных действий
в привычной обстановке самостоятельно
выполняет знакомые правила общения со
взрослыми здоровается и прощается, говорит
«спасибо» и «пожалуйста»
по напоминанию взрослого старается
придерживаться основных правил
поведения в быту и на улице
самостоятелен в самообслуживании, сам
ставит цель, видит необходимость
выполнения определенных действий для
достижения результата

ребенок прислушивается к взрослому при
объяснении причин возникновения опасных
ситуаций, подтверждает согласие,
понимание, проявляет стремление выполнят
правила безопасного поведения
способен к целенаправленному наблюдению за
объектами природного окружения

с интересом познает правила безопасного
поведения, с удовольствием слушает рассказы
и сказки, стихи, любит рассуждать на эту
ему задает вопросы разгадывает загадки
в повседневной жизни стремится
соблюдать правила безопасного поведения
умеет привлечь внимание взрослого в случае
возникновения непредвиденных и опасных
для жизни и здоровья ситуаций
соблюдает правила и преодолевает трудности
в дидактических играх, может объяснить
сверстникам правила игры
Ребѐнок проявляет
отличается высокой активностью и
проявляет интерес к животным и растениям
любознательность,
любознательностью
ближайшего природного окружения
задаѐт
задает много вопросов поискового характера: способен устанавливать взаимосвязь между
вопросы «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится явлениями живой и неживой природы
взрослым и сверстникам, установить связи и зависимости в природе,
интересуется причинносоциальном мире
следственными связями, владеет основными способами познания,
способен различать объекты и явления
пытается самостоятельно имеет некоторый опыт деятельности и запас окружающей природы по их признакам
придумывать объяснения представлений об окружающем; с помощью
явлениям
воспитателя активно включается в
природы и поступкам
деятельность экспериментирования
людей; склонен
в процессе совместной исследовательской
проявляет самостоятельность в слежении
за
наблюдать,
деятельности активно познает и называет
изменениями в погоде (календарь природы),
экспериментировать.
свойства и качества предметов, особенности жизни растений и животных от одного времен и
Обладает начальными
объектов природы, обследовательские
года к другому
знаниями о себе, о
действия
природном и
объединяет предметы и объекты в видовые способен преобразовывать постройки
социальном
соответствии с заданием взрослого
категории с указанием характерных
мире, вкотором он
признаков
живѐт;
имеет представления: о себе: знает свои имя сгибает прямоугольный лист пополам,
ом с
полное и краткое, фамилию, возраст, пол, то, проявляет интерес к поделкам из бумаги
произведениями детской чему научился («строить дом»)
литературы, обладает
осознает некоторые свои умения («умею называет времена года в правильной
элементарными
рисовать» и пр.), знания («знаю, о чем эта последовательности
представлениями из
сказка») то чесу научился («строить дом»)
области живой природы,
знает и называет некоторые растения
стремится узнать от взрослого некоторые
естествознания,
сведения о своем организме (для чего нужны животных, какую пользу они приносят
математики, истории и т.п.;
человеку, соблюдают правила поведения
руки, ноги, глаза, ресницы и пр.);
ребѐнок способен к
- о семье: знает состав своей семьи
природе
принятию собственных

решений, опираясь на свои
знания и умения в
различных видах
деятельности

рассказывает о деятельности членов своей
семьи, о происшедших семейных событиях,
праздниках, о любимых игрушках, домашних
животных;
- об обществе (ближайшем социуме), его
культурных ценностях: беседует с
воспитателем о профессиях работников
детского сада: помощника воспитателя,
повара, медицинской сестры, воспитателя,
прачки;
- о государстве: знает название страны и
города, в котором живет, хорошо
ориентируется в ближайшем окружении
умеет группировать предметы по размеру
с удовольствием включается в
цвету, форме, назначению
исследовательскую деятельность,
использует разные поисковые действия; по
собственной инициативе, активно
обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и
его результаты
сравнивает количество предметов в группах до
проявляет наблюдательность, замечая но вые пяти на основе счета, приложением,
объекты, изменения в ближайшем окружении наложением
понимает слова, обозначающие свойства
различает круг, квадрат, треугольник,
предметов и способы обследования,
прямоугольник
использует их в своей речи
откликается на красоту природы, родного
определяет положение предметов в
пространстве, умеет двигаться в нужно
города
направлении
понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день»,
проявляет интерес к другим людям, их
«ночь», определяет части суток
действиям, профессиям
различает людей по полу, возрасту,
профессии как в реальной жизни, так и на
картинках
проявляет интерес к городским объектам,
транспорту
по своей инициативе выполняет рисунки о
городе, рассказывает стихи
Изобразительная деятельность детей
любит самостоятельно заниматься
использует некоторые средства
изобразительной деятельностью
выразительности фольклорного и
литературного языка: «говорящие» имен
а
героев народных сказок, формулы начала
окончания сказки, традиционные сказочные и
отдельные поэтические эпитеты, простые
сравнения из загадок и стихов
эмоционально отзывается, сопереживает
использует разные способы выражения своего
состоянию и настроению художественного
отношения к литературному
произведения по тематике, близкой опыту
произведению, его героям в рассказе, рисунке,
аппликации, лепке, при
пересказывании и чтении наизусть текста,
разных видах театрализованной
деятельности
различает некоторые предметы народных
откликается на интересные декоративно
промыслов по материалам, содержанию;
оформительские решения (украшение
последовательно рассматривает предметы; группы, елки, одежда взрослых, атрибуты игр),
выделяет общие и типичные признаки,
замечает новые красивые предметы
в
некоторые средства выразительности
пространстве комнаты, здания (дома);

в соответствии с темой создает изображение; различает некоторые предметы народных
правильно использует материалы и
промыслов по материалам, содержанию,
инструменты; владеет
выделяет и поясняет их особенности

техническими и изобразительными
умениями, освоил некоторые способы
создания изображения в разных видах
деятельности
проявляет автономность, элементы
творчества, экспериментирует с
изобразительными материалами;
высказывает предпочтения по отношению к
тематике изображения, материалам.
легко включается в процесс восприятия
книги, охотно обсуждает произведение,
выражает свое отношение к событиям и
героям, красоте некоторых художественных
средств, представляет героев, особенности их
внешнего вида, некоторые черты характера,
объясняет явные мотивы поступков героев
имеет представления о некоторых
особенностях таких литературных жанров,
как загадка, сказка, рассказ, стихотворение,
небылица
охотно пересказывает знакомые и вновь
прочитанные сказки и рассказы,
выразительно рассказывает наизусть
прибаутки,стихи и поэтические сказки,
придумывает поэтические рифмы,
короткие описательные загадки
с желанием рисует иллюстрации, активно
участвует в театрализованных играх,
стремится к созданию выразительных образов
изображает предметы путем создания
отчетливых форм, подбора цвета,
аккуратного закрашивания, использования
разных материалов
украшает силуэты игрушек элементами
некоторых росписей народно
прикладного творчества
передает несложный сюжет, объединяя в
рисунке несколько предметов
создает образы разных предметов и игрушек
использует все многообразие усвоенных
приемов лепки
правильно держит ножницы и умеет резать
ими по прямой, по диагонали (квадрат и
прямоугольник); вырезать круг из
квадрата, овал- из прямоугольника, плавно
срезать и закруглять углы
аккуратно наклеивает изображения
предметов, состоящие из нескольких частей
составляет узоры из растительных форм и
геометрических фигур
Музыкальная деятельность
может установить связь между средствами
выразительности и содержанием
музыкально-художественного образа
различает выразительный и
изобразительный характер в музыке
владеет элементарными вокальными
приемами, чисто интонирует попевки в
пределах знакомых интервалов
ритмично музицирует, слышит сильную

долю в двух-, трехдольном размере
накопленный на занятиях музыкальный опыт
переносит в самостоятельную деятельность,
делает попытки творческих импровизаций
на инструментах, в
движении и пении
узнает песни по мелодии
может петь протяжно, четко произносить
слова; вместе с другими детьми, начинать и
заканчивать пение
выполняет движения, отвечающие
характеру музыки, самостоятельно меняя их в
соответствии с двухчастной формой
музыкального произведения
умеет выполнять танцевальные движения:
пружинку, подскоки, движение парами по
кругу кружение по одному и в парах
может выполнять движения с предметами
умеет играть на металлофоне простейшие
мелодии на одном звуке


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».