АННОТАЦИЯ к рабочей программе детей 5-го года жизни (4-5 лет) Рабочая программа разработана: - в соответствии с Основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования (далее - ООП ДО) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 180» (далее - ДОУ); - в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО); - с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), далее - ПООП (рамочная). Образовательная деятельность реализуется в течение всего времени пребывания детей 4-5 лет (средняя группа) в ДОУ. В рабочей программе раскрывается общая модель образовательного процесса, в которой учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития детей среднего дошкольного возраста, определена структура и наполнение содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно - пространственной и развивающей образовательной среды, выступают в качестве модулей, из которых создана данная ООП ДО. Модульный характер представления содержания образования в рабочей программе способствует ее конструированию на материалах выбранных участниками образовательных отношений (взрослыми) спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования (примерной и парциальных). Цель: Образовательная деятельность с детьми 5-го года жизни направлена на: - создание условий развития ребенка среднего дошкольного возраста, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе общения со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей младшего дошкольного возраста. Цели образовательной деятельности достигаются через решение поставленных образовательных задач с учетом обязательной части ООП ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений. Задачи образовательной деятельности: - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей младшего дошкольного возраста, в том числе их эмоционального благополучия; - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности ребенка; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста. Образовательная деятельность строится на принципе личностно-развивающего взаимодействия взрослого с детьми. Задачи образовательной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений: 1. Способствовать неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы ребенка, обогащению личного опыта, самостоятельности и ощущению единой дружной семьи, радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье. 2. Способствовать развитию познавательной, речевой активности ребенка, обогащать его представления о людях, предметах и явлениях ближайшего окружения (дом, семья, детский сад, город). 3. Воспитывать доброжелательное отношение ребенка к миру ближайшего окружения, эмоциональную отзывчивость на состояние близких (других) людей, добрые чувства к животным и растениям ближайшего природного и социального окружения. 4. Способствовать развитию начал творческих проявлений ребенка, интереса к участию в игровой, познавательной, исследовательской деятельности с элементами творчества, переживанию успеха и радости от реализации своих замыслов (достижений). 5. Способствовать развитию конструкторских умений и художественно-творческих способностей детей, ознакомлению их с различными приемами моделирования и конструирования развитию ассоциативного мышления, воображения, творческих умений, практических навыков, художественного вкуса. Реализация рабочей программы осуществляется: 1) педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ. 2) учебно-вспомогательными работниками в группе в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду. В целях эффективной реализации рабочей программы в ДОУ созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т.ч. их дополнительного профессионального образования, в различных формах и программах дополнительного профессионального образования, в т.ч. учитывающих особенности реализуемой основной образовательной программы дошкольного образования. В ДОУ предусмотрено организационно-методическое сопровождение педагогов как самостоятельно, так и с привлечением других организаций и партнеров обеспечивать консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей, в том числе реализации программ инклюзивного образования дошкольников. В соответствии с принципами ООП ДО, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, спецификой их индивидуальных потребностей и интересов, при организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, предусмотрено следование принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, принимается во внимание разнообразие интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников, и особенности места расположения ДОУ. В рабочей программе определено примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как: в дошкольном возрасте - игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры), - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми), - познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как: - восприятие художественной литературы и фольклора, - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, - изобразительная (рисование, лепка, аппликация). - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), - двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Обязательная часть рабочей программы полностью соответствует примерной основной образовательной программе дошкольного образования и направлено на обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области): • «Познавательное развитие»; • «Социально-коммуникативное развитие»; • «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Рабочая программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей. Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности. Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации. На основе рабочей программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создана рабочая программа. Содержание образовательной программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. В образовательной программе представлено содержание в соответствии с двумя частями: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Объем обязательной части образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%, определен: • в соответствии с требованиями органов здравоохранения; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой группы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы осуществлено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Реализация рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям рабочей программы и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации рабочей программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей). Вариативными формами, способами, методами организации образовательной деятельности служат такие формы как: - образовательные предложения для целой группы (занятия); - образовательные ситуации; - различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; - взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; - проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; - праздники, социальные акции т.п., - а также использование образовательный потенциал режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности реализуются через сочетание организованных • • взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности. Любые формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы осуществляются с учетом ООП ДО, то есть обеспечивают активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и др. При подборе форм, методов, способов реализации рабочей программы для достижения планируемых результатов, описанных в рабочей программе в форме целевых ориентиров, и развития в пяти образовательных областях учитываются общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода. Описание образовательной деятельности представлено модулями образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: Модуль образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие, Модуль образовательной деятельности «Познавательное развитие, Модуль образовательной деятельности «Речевое развитие», Модуль образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» Модуль образовательной деятельности «Физическое развитие». Рабочая программа педагога состоит из разделов: I. Целевой раздел - включает цели и задачи реализации программы, значимые общие характеристики возраста и индивидуальные характеристики условий и особенностей развития детей группы, планируемые результаты освоения программы к концу учебного года; II. Содержательный раздел - включает описание тематики образовательной деятельности по пяти образовательным областям, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности применяемых культурных практик, особенности, формы и тематику взаимодействия с семьями воспитанников, содержание коррекционной и психологической работы с детьми. Ш. Организационный раздел - включает описание обеспеченности создаваемых в группе условий методическими материалами, материалами и средствами для осуществления образовательного процесса, описание условий предметно- пространственной развивающей среды; включает режим дня, расписание занятий непосредственно образовательной деятельности. Целевые ориентиры Конкретизация целевых ориентиров с учетом возраста детей 5-го года жизни (обязательная часть) Ребѐнок владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению с помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели с учетом части, формируемой участниками образовательных отношений умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности Ребѐнок обладает проявляет стремление к общению со активен в играх, в тематике отражает семейные установкой сверстниками, нуждается в и несложные профессиональные отношения положительного содержательных контактах со взрослых отношения к миру, к сверстниками по поводу игрушек, разным видам труда, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми другим людям и самому себе, чувством по предложению воспитателя может проявляет в играх добрые чувства по собственного достоинства; договориться со сверстником отношению к сверстникам и игрушкам, интер ес активно к общему замыслу, действовать согласованно с партнерами по игре взаимодействует со сверстниками и охотно вступает в ролевой диалог со стремится к самовыражению в взрослыми, участвует в деятельности, к признанию и уважению сверстниками, взрослым совместных играх. сверстников Способен договариваться, охотно сотрудничает со взрослыми не только стремится комментировать события, учитывать интересы и в практических делах, но и активно стремится происходящие в совместной деятельности с чувства других, к познавательному, детьми, взрослым; выразительно передавать переживать неудачам и интеллектуальному общению со особенности движений, эмоциональных радоваться успехам других, взрослыми: задает много вопросов состояний адекватно поискового характера проявляет свои чувства, в начинает проявлять уважение к старшим, выделяет конкретные действия и поступки ом числе чувство веры в называет по имени и отчеству взрослых, в которых проявляется их забота о себя, старается разрешать других (о детях, животных, членах семьи), а конфликт. также поступки, в которых проявляется добро е отношение детей к взрослым, к родителям, к воспитателю откликается на эмоции близких людей и сохраняет преобладающее эмоционально друзей положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих и повторению одобренных действий испытывает радость от общения с животными понимает и словесно выражает некоторые свои и растениями, как знакомыми, так и новыми состояния, желания для него сопереживает персонажам сказок проявляет интерес к результату собственного труда и труда других людей бережно относится к предметному миру как эмоционально реагирует на результату труда взрослых художественные произведения, мир природы откликается на эмоции людей и друзей охотно включается в совместный труд взрослым или сверстниками, стремится к выполнению трудовых обязанностей испытывает радость от общения с животными проявляет любовь к родителям, интересуется и растениями как знакомыми событиями в семье ак и новыми для него сопереживает персонажам сказок. эмоционально откликается на красоту природы ближайшего окружения, проявляет сочувствие попавшим в беду, обнаруживает стремление оказывать помощь эмоционально реагирует на художественные проявляет интерес, положительное произведения, мир природы эмоциональное отношение к посещению музея с удовольствием включается в поисково проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных исследовательскую деятельность познании природы ближайшего окружения как вместе со контактах со сверстниками по поводу взрослым, так и самостоятельно, использует игрушек, совместных игр, общих дел, разные поисковые действия налаживаются первые дружеские связи между детьми по предложению воспитателя может договориться со сверстником стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но и активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству преимущественно жизнерадостно, дружелюбно настроен внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным формам поведения в привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы») общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы, делится игрушками, вступает в ролевой диалог замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, по примеру воспитателя проявляет сочувствие; сопереживает героям сказок и пр. охотно отвечает на вопросы о семье, проявляет любовь к родителям, доверие к воспитателю проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; охотно отражает эти представления в играх способен использовать обследовательские действия для выделения качеств и свойств предметов и материалов, рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан Ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется вразных видах стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками в играх наблюдается разнообразие сюжетов отражает в подвижных играх различные образы, проявляет интерес к обыгрыванию действий сказочных персонажей, героев детских стихов, песен называет роль до начала игры, обозначает деятельности, и прежде активно и с желанием участвует в разных видах свою новую роль по ходу игры всего в игре; владеет творческой художественной разными формами и видами деятельности на основе фольклорных игры, различает условную литературных произведений реальную ситуации, проявляет самостоятельность в выборе и проявляет элементарное творчество умеетподчиняться разным использовании предметов- заместителей, с двигательной деятельности (видоизменяет правилам и социальным интересом включается в ролевой диалог со физические и спортивные упражнения, нормам создает комбинации из знакомых сверстниками выдвигает игровые замыслы, инициативен в упражнений, выразительно передает образ персонажей в народных подвижных играх) развитии игрового сюжета вступает в ролевой диалог проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами проявляет творчество в создании игровой обстановки в театрализации в играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу Ребѐнок достаточно речевые контакты становятся более с удовольствием вступает в общение со орошо владеет устной длительными и активными знакомыми взрослыми людьми: понимает речью, может выражать обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, и мысли и желания, используя простые распространенные предложения может использовать речь для выражения своих совместно со взрослым охотно мыслей, чувств и для привлечения и сохранения внимания пересказывает потешки, знакомые сказки, желаний, построения сверстника ребенок использует средства играет со звуками, рифмами, словом речевого высказывания в интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи) ситуации общения, может выделять звуки в выразительно читает стихи, пересказывает словах, у короткие рассказы, передавая свое отношение проявляет интерес к красоте и выразительности ребѐнка к героям родного языка, языка художественного складываются произведения, поэтического слова предпосылки инициативен в разговоре, отвечает на вопросы грамотности. задает встречные использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми проявляет словотворчество, интерес к языку, с помощью образных средств языка передает различает понятия «слово» и «звук» эмоциональные состояния людей и животных проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста» инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные, использует простые формы объяснительной речи большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки проявляет словотворчество интерес к языку слышит слова с заданным первым звуком понимает и употребляет слова- антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами умеет выделять первый звук в слове рассказывает о содержании сюжетной картинки может повторить образцы описания игрушки может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним драматизирует (инсценирует) небольшие сказки (отрывки из сказок) с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст У ребѐнка развита крупная двигательной деятельности ребенок и мелкая проявляет хорошую координацию, быстроту, моторика; он силу, выносливость, гибкость подвижен, уверенно и активно выполняет основные вынослив, владеет движения, основные элементы основными движениями, общеразвивающих, спортивных упражнений, может контролировать свободно ориентируется в пространстве, и движения и хорошо развита крупная и мелкая моторика рук управлять ими. проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность проявляет интерес к подвижным и спортивным народным играм, традиционным для Урала проявляет интерес к правил здоровье сберегающего и безопасного поведения проявляет инициативность в общении с другими детьми и взрослым во время участия в народных подвижных играх проявляет интерес к правил здоровье сберегающего и безопасногоповедения самостоятельная двигательная стремится соблюдать элементарные правил а деятельность разнообразна здорового и безопасного образа жизни проявляет элементарное творчество в имеет элементарные представления о том, что двигательной деятельности: видоизменяет такое здоровый человек, что помогает нам быть физические упражнения, создает здоровыми комбинации из знакомых упражнений, передает образы персонажей в подвижных играх с интересом стремится узнать о факторах, проявляют стремление узнавать от взросло обеспечивающих здоровье, с некоторые сведения о своем организме, о удовольствием слушает рассказы и сказки, функционировании отдельных органов стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы может элементарно охарактеризовать свое с интересом изучает себя, наблюдает за своим самочувствие, привлечь внимание взрослого в здоровьем случае недомогания стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации умеет в угрожающих здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого владеет навыками построения в шеренгу, колонну по одному, парами, в круг ловит мяч с расстояния метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает об пол ходит на лыжах, поднимается на горку, переступает скользит по ледяным дорожкам Ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и ичной гигиены ориентируется в пространстве, находит правую и левую руки выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образ жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурногигиенических навыков самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий в привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста» по напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий для достижения результата ребенок прислушивается к взрослому при объяснении причин возникновения опасных ситуаций, подтверждает согласие, понимание, проявляет стремление выполнят правила безопасного поведения способен к целенаправленному наблюдению за объектами природного окружения с интересом познает правила безопасного поведения, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи, любит рассуждать на эту ему задает вопросы разгадывает загадки в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций соблюдает правила и преодолевает трудности в дидактических играх, может объяснить сверстникам правила игры Ребѐнок проявляет отличается высокой активностью и проявляет интерес к животным и растениям любознательность, любознательностью ближайшего природного окружения задаѐт задает много вопросов поискового характера: способен устанавливать взаимосвязь между вопросы «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится явлениями живой и неживой природы взрослым и сверстникам, установить связи и зависимости в природе, интересуется причинносоциальном мире следственными связями, владеет основными способами познания, способен различать объекты и явления пытается самостоятельно имеет некоторый опыт деятельности и запас окружающей природы по их признакам придумывать объяснения представлений об окружающем; с помощью явлениям воспитателя активно включается в природы и поступкам деятельность экспериментирования людей; склонен в процессе совместной исследовательской проявляет самостоятельность в слежении за наблюдать, деятельности активно познает и называет изменениями в погоде (календарь природы), экспериментировать. свойства и качества предметов, особенности жизни растений и животных от одного времен и Обладает начальными объектов природы, обследовательские года к другому знаниями о себе, о действия природном и объединяет предметы и объекты в видовые способен преобразовывать постройки социальном соответствии с заданием взрослого категории с указанием характерных мире, вкотором он признаков живѐт; имеет представления: о себе: знает свои имя сгибает прямоугольный лист пополам, ом с полное и краткое, фамилию, возраст, пол, то, проявляет интерес к поделкам из бумаги произведениями детской чему научился («строить дом») литературы, обладает осознает некоторые свои умения («умею называет времена года в правильной элементарными рисовать» и пр.), знания («знаю, о чем эта последовательности представлениями из сказка») то чесу научился («строить дом») области живой природы, знает и называет некоторые растения стремится узнать от взрослого некоторые естествознания, сведения о своем организме (для чего нужны животных, какую пользу они приносят математики, истории и т.п.; человеку, соблюдают правила поведения руки, ноги, глаза, ресницы и пр.); ребѐнок способен к - о семье: знает состав своей семьи природе принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности рассказывает о деятельности членов своей семьи, о происшедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных; - об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки; - о государстве: знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении умеет группировать предметы по размеру с удовольствием включается в цвету, форме, назначению исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты сравнивает количество предметов в группах до проявляет наблюдательность, замечая но вые пяти на основе счета, приложением, объекты, изменения в ближайшем окружении наложением понимает слова, обозначающие свойства различает круг, квадрат, треугольник, предметов и способы обследования, прямоугольник использует их в своей речи откликается на красоту природы, родного определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужно города направлении понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», проявляет интерес к другим людям, их «ночь», определяет части суток действиям, профессиям различает людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на картинках проявляет интерес к городским объектам, транспорту по своей инициативе выполняет рисунки о городе, рассказывает стихи Изобразительная деятельность детей любит самостоятельно заниматься использует некоторые средства изобразительной деятельностью выразительности фольклорного и литературного языка: «говорящие» имен а героев народных сказок, формулы начала окончания сказки, традиционные сказочные и отдельные поэтические эпитеты, простые сравнения из загадок и стихов эмоционально отзывается, сопереживает использует разные способы выражения своего состоянию и настроению художественного отношения к литературному произведения по тематике, близкой опыту произведению, его героям в рассказе, рисунке, аппликации, лепке, при пересказывании и чтении наизусть текста, разных видах театрализованной деятельности различает некоторые предметы народных откликается на интересные декоративно промыслов по материалам, содержанию; оформительские решения (украшение последовательно рассматривает предметы; группы, елки, одежда взрослых, атрибуты игр), выделяет общие и типичные признаки, замечает новые красивые предметы в некоторые средства выразительности пространстве комнаты, здания (дома); в соответствии с темой создает изображение; различает некоторые предметы народных правильно использует материалы и промыслов по материалам, содержанию, инструменты; владеет выделяет и поясняет их особенности техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности проявляет автономность, элементы творчества, экспериментирует с изобразительными материалами; высказывает предпочтения по отношению к тематике изображения, материалам. легко включается в процесс восприятия книги, охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям и героям, красоте некоторых художественных средств, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев имеет представления о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение, небылица охотно пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть прибаутки,стихи и поэтические сказки, придумывает поэтические рифмы, короткие описательные загадки с желанием рисует иллюстрации, активно участвует в театрализованных играх, стремится к созданию выразительных образов изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов украшает силуэты игрушек элементами некоторых росписей народно прикладного творчества передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов создает образы разных предметов и игрушек использует все многообразие усвоенных приемов лепки правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал- из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур Музыкальная деятельность может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа различает выразительный и изобразительный характер в музыке владеет элементарными вокальными приемами, чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов ритмично музицирует, слышит сильную долю в двух-, трехдольном размере накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении узнает песни по мелодии может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми, начинать и заканчивать пение выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения умеет выполнять танцевальные движения: пружинку, подскоки, движение парами по кругу кружение по одному и в парах может выполнять движения с предметами умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке