08.04.2019
Задачи художественно-речевого воспитания
В процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, прививает любовь к искусству, развивает вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь. Возникает детская художественно-речевая деятельность, т. е. деятельность, связанная с восприятием литературных произведений, их исполнением, с разнообразными творческими проявлениями в этом плане: придумывание загадок, рифмованных строк, сказок, рассказов.
Ознакомление детей с литературой и фольклором, обучение их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, басен, работа по развитию образности и выразительности речи и начальных форм словесного творчества — все это должно способствовать решению следующих задач:
— развить умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них;
— научить воспринимать содержание произведений в единстве с формой, понимать функциональную связь между ними, мотивированно оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств;
— учить пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения (эпитеты, сравнения, сказочные повторы), в определенном жанре, выразительно исполнять произведение, пользуясь смысловыми ударениями, паузами, интонациями, регулируя силу голоса и темп чтения;
— развивать эмоциональную отзывчивость на образную речь, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, чувство стиля;
— научить детей применять полученные на занятиях знания и умения в самостоятельной деятельности.
Художественно-речевое воспитание направлено прежде всего на развитие любви и интереса к литературе. Возникший у ребенка эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, сказки, стихотворения способствует лучшему их пониманию и усвоению, усиливает воспитательное значение литературных произведений не только в умственном, но и в нравственном, эстетическом плане. Процесс этот трудоемкий и длительный: от первых проявлений внимания ребенка к слушанию потешек, сказок к пониманию функциональной связи содержания и формы произведения, к творческому восприятию, умению выразительно исполнить его.
В детском саду детей знакомят с различными жанрами художественной литературы: рассказом, сказкой, стихотворением, басней. Форма преподнесения любого произведения зависит от его жанра и от возраста детей, но во всех группах воспитатель рассказывает, читает по книге или наизусть.
Приобретая навыки выразительной речи, ребенок духовно обогащается, у него развивается способность чувствовать художественный образ, улавливать ритмичность поэтического слога. Индивидуальное исполнение побуждает к поискам образных речевых средств, помогает выразить свое отношение к сюжету, персонажам.
Планируя работу по художественно-речевому воспитанию, необходимо учитывать возрастные особенности детей и подбирать такие произведения, которые доступны им по содержанию, своим выразительным средствам, исполнению.