ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ДЕТИ - ВЗРОСЛЫЕ И МИР ВОКРУГ"

20.08.2013

Введение

        Дошкольный возраст-время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Одной из главных задач дошкольного воспитания является социальное развитие детей.

        Социальное развитие - это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

        До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Поэтому с самых первых дней жизни мы должны окружать детей красивыми образами, закладывая основу культуры нравственности, широкого кругозора.

        Посмотрим, что говорили по этому поводу гении человечества и великие педагоги. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается...От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям. От красивых мыслей к красивой жизни.» (Платон). «Через красоту – к человечности.» (В.А. Сухомлинский). «Нравственность должна выступать в форме красоты.» (Гегель).

        Современные исследователи (М.И. Лисина, Р.С.Буре, А.А.Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.И.Божович и др.) подчёркивают неразрывную связь эмоционального развития детей и освоения детьми нравственных и эстетических ценностей. Только нравственные и эстетические чувства могут стать фактором полноценного развития личности.

        Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

        Только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создать наилучшие условия для социализации дошкольников.

        Одной из форм такого взаимодействия может быть организация в детском саду тематических недель. Вовлечение родителей эмоционально обогатит отношения «ребёнок-родитель». Кроме того, в такого рода деятельности участвуют дети разных возрастных групп, что позволяет сплотить их. Объединённые одним общим делом, дети разного возраста находят взаимопонимание. Старшие могут поделиться с младшими своим опытом, т.е. создаётся детское сообщество.

        Другой  формой  взаимодействия является осуществление сотрудничества между  детским садом и  другими организациями. В нашем ДОУ осуществляется сотрудничество с детской библиотекой № 18, пожарной  частью  №1 (ул. Софьи Ковалевской 8) - 16 отряд Федеральной  противопожарной  службы  МЧС по  Свердловской  области,  ГБУ «Комплексный  центр  социального обслуживания  населения  Кировского района», ГИБДД.

        Преимуществом проведения тематических недель мы видим осуществление интегрированного подхода, что усиливает воспитательную направленность содержания, а также позволяет обеспечить  эффективное формирование знаний и умений по каждому разделу программы и формирование у дошкольников целостной картины мира, способствуют повышению качества знаний, способствуют развитию познавательной активности. 

        Осуществление проекта «Дети, взрослые и мир вокруг» обогащает эмоциональный опыт дошкольника и открывает новые возможности для самовыражения и социального взаимодействия детей с окружающими людьми.                 

        Данная проблема в таком аспекте специально не изучалась и, на наш взгляд, нуждается в детальной разработке.

2.  Распределение деятельности по этапам проекта 

№п/п

Название этапа проекта

Деятельность педагогических работников

1

 

Целеполагание

  1. Формулируют проблему
  2. Формулируют задачи

2

 

 

 

Разработка проекта

  1. Сбор и накопление материала
  2. Изучение теоретических основ проблемы
  3. Разработка новых форм и методов работы по развитию социальной компетентности
  4. Подбор диагностических материалов

     3

 

 

 

 

 

 

Выполнение проекта

  1.  Изучение состояния работы в ДОУ по социокультурному воспитанию детей.
  2. Определение   критериев социокультурного  развития  воспитанников.
  3. Выявление уровня социокультурного развития детей средней и старшей группы.
  4. Внедрение  воспитательной системы, способствующей развитию  социальной компетентности дошкольников (организация тематических  недель)
  5. Определение эффективности экспериментальной методики.
  6. Работа над видеофильмом «Дети, взрослые и мир вокруг»

4

 

 

 

Презентация и защита проекта

  1. Организация семинара «Проблемы развития социальной компетентности дошкольников»
  2. Демонстрация видеофильма «Дети, взрослые и мир вокруг»

5

 

Определение цели нового проекта

 

  1. Формулировка новой проблемы

 

3. Паспорт проекта

 Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский

По содержанию: творческий

 

По времени проведения:  долгосрочный

По характеру контактов:  Хочу такой сайт

v     в  рамках  ДОУ - Свердловское отделение Межрегиональной  общественной   организации   «Культура – образование - досуг», Музей  истории  Екатеринбурга;

v     за рамками ДОУ – сотрудничество с детской библиотекой № 18, пожарной  частью  №1 - 16 отряд Федеральной  противопожарной  службы  МЧС по  Свердловской  области,  ГБУ «Комплексный  центр  соц.обслуживания  населения  Кировского района», ГИБДД.

 

 Проблема Какие условия будут способствовать освоению дошкольниками культуры человеческих отношений и формированию определённых социальных ролей и функций.

  Цель    Поиск новых форм и методов социально - личностного развития дошкольников.

Задачи проектной работы:

  1. Совершенствовать работу ДОУ по социально - личностному развитию детей.
  2. Определить и разработать методику работы, способствующую социализации дошкольников.
  3. Внедрить разработанную методику в систему работы  по социально-личностному развитию дошкольников.
  4. Приобщать детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.
  5. Развивать познавательные и творческие способности детей.
  6. Обогащать детско - родительские отношения посредством совместной творческой деятельности.
  7. Способствовать созданию положительного эмоционального микроклимата в детском саду.
  8. Проверить  эффективность разработанной методики.

4.  Теоретические основы проблемы развития

 социальной компетентности у детей дошкольного возраста

4.1. Проблема   развития    социальной  компетентности  в  детском саду

 Дошкольный  возраст  - время становления базовых свойств личности. Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе освоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация происходит только в совместной деятельности и в общении с друми людьми.

В психолого - педагогических исследованиях (А.В. Запорожец, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова, И.А.Аржанова, Е.И.Кульчинская, В.Н.Гуров, В.Н. Галяпина, Л.Я.Селюкова и др.) доказывается необходимость создания педагогических условий для развития социальной компетентности, начиная с младшей ступени дошкольного возраста. Особенно подчеркивается важность создания положительного эмоционального микроклимата.

         Дошкольное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации ребёнка. Современные программы, технологии по проблеме социализации дошкольника («Уроки добра» С.И.Семенака, «Я – ты - мы» О.Л. Князевой, «Открой себя» Е.В.Рылеевой) направлены на формирование у детей эмпатии, осознанного отношения к нормам социального поведения. Не менее важными представляется идея воспитания социальной компетентности, отражающей достижения личности в развитии отношений с другими людьми («Социальная компетентность ребёнка - дошкольника: показатели развития и методы выявления» Т.В. Антонова), а также развитие коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер в совместной проектной деятельности ДОУ и семьи («Воспитание социальной компетентности» А.Густомясова). Однако существующие проблемы в практике ДОУ подводят к поиску новых путей развития социальной компетентности.

С самого раннего возраста ребёнок включается в систему взаимосвязи с другими людьми. Общение людей является сложным и многогранным процессом. К сожалению, дефицит общения дети нередко  испытывают в детском саду и семье. Причина тому – недостаточные эмоционально-положительные контакты с воспитателями, сверстниками, родителями.

Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности общающихся, и это – фундамент развития ребёнка. В результате общения формируются представления детей о другом человеке, о самом себе, о своих возможностях и способностях. Общение, как правило,  строится в совместной деятельности. Поэтому воспитатель в своей работе по развитию социальной компетентности должен опираться на деятельностный подход. Это значит, что педагогическим инструментом воспитания служат разные виды деятельности детей.

       Дошкольники, опираясь на пример взрослого, приобщаются к культуре поведения, осваивают общечеловеческие и культурные ценности. Организуя деятельность детей воспитатель создаёт условия для формирования их взаимоотношений. В деятельности возникают ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления ребёнка (иногда такие ситуации создаются педагогом специально). Поэтому так важно вовлекать детей  в совместную деятельность с педагогом и друг с другом (игру, инсценировку сказок, рисование, пение, двигательные импровизации, в проведение прогулок и экскурсий и др.).

        Чтобы дать ребёнку возможность поближе узнать «мир людей» - взрослых и сверстников, необходима эмоционально насыщенная деятельность взрослых и детей. Такой формой деятельности, на наш взгляд, является проведение тематических дней. В процессе их проведения каждый ребёнок имеет возможность испытать радость общения со взрослыми и сверстниками , реализовать свои способности. Участие детей в тематических днях расширяет границы реальности и опыта детей, позволяет ощутить свою социальную позицию. А включение родителей в процесс подготовки и проведения тематических дней помогает устанавливать доверительные отношения «педагог-ребёнок-родитель».

 

4.2.  Тематические  недели как форма развития социальной компетентности дошкольников

        Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям. Процесс познания у ребёнка - дошкольника происходит эмоционально-практическим путём. Ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие. Вот почему одной из основных задач дошкольного образования является поиск разнообразных форм работы с детьми, которые способствовали бы полноценному развитию личности.

        Методически правильно организованная работа по социокультурному воспитанию детей призвана удовлетворить потребность детей в общении, способствовать своевременному овладению ими коммуникативными навыками, сформировать положительную самооценку. Одной из таких форм работы является проведение тематических дней. В основе идеи их проведения положен приём погружения в детей в тему, которая позволяет объединить детей в деятельности. Наиболее близкие, естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность и детский труд.

        Используя интегрированный подход при организации тематических недель, т.е. объединяя различные виды детской деятельности и разделы программы общей темой, становится возможна  более эффективная реализация задач воспитания и обучения. Взаимосвязь различных видов деятельности более мощно воздействует на человека, углубляет вызываемые ими впечатления, чувства и процесс их осознания.

        Ценность тематических недель  заключается в том, что являясь необычными по форме они особенно увлекают детей, побуждая их активно осваивать общечеловеческие ценности. При проведении тематических недель  дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность, инициативу, что создаёт благоприятные условия для развития индивидуальности и позитивных качеств личности.

        Для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки воспитателя, тесный контакт со специалистами детского сада и семьи. Поэтому важно планировать заранее такие мероприятия, предусматривая всю работу в течении недели, учитывая при этом интересы и индивидуальные особенности детей .Тематика недель  разнообразна. При отборе содержания тематических недель необходимо опираться на следующие принципы:

  1. Систематичности – предлагается проводить тематические дни еженедельно (1 раз в неделю), занятия проводятся в этот день в соответствии с расписанием, но обозначенной темой дня.
  2. Интеграции содержания – при решении воспитательно-образовательных задач педагог интегрирует различные виды деятельности и разделы программы.
  3. Деятельностного подхода к развитию личности – процесс социализации ребёнка происходит в различных видах деятельности, что необходимо учитывать при планировании тематических дней.
  4. Индивидуальности – необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.
  5. Координации деятельности – важна продуманная. Скоординированная работа воспитателей,специалистов, родителей.
  6. Психологической комфортности – предполагает  создание эмоционально-комфортной атмосферы в детском саду.
  7. Креативности – необходимо стимулировать у детей проявление творчества, способность самостоятельно находить нестандартные решения.
  8. Культуросообразности – предполагает на основе разнообразного образовательного содержания  приобщение детей к культуре и осознание  ими общечеловеческих ценностей.

        Таким образом, внедрение тематических недель  в педагогический процесс детского сада имеет широкие возможности для социокультурного развития детей при достаточно простых рекомендациях и требованиях к условиям.

4.3.  Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития социальной компетентности дошкольников

           В основу понимания сущности и назначения  социально - педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения    положено представление о  детском саде как об открытой и развивающейся системе.     

           Основным результатом жизнедеятельности ДОУ как открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая и взаимодействуя с которым ДОУ становится мощным средством социализации личности.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит принцип сотрудничества, т.е. «совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов деятельности, а затем и прогнозирование новых  целей, задач и результатов».

Инициатором установления сотрудничества  при этом - педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей.  Педагог  сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

          Инициатива  в  установлении  взаимодействия  с семьей  и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители - не пассивные  наблюдатели, а активные участники процесса, т.е. включения родителей в деятельность дошкольного учреждения.  Поэтому    основной целью сотрудничества детского сада и семьи в вопросах развития социальной компетентности является максимальное  вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс через поиск и внедрение наиболее эффективных форм  партнерства.

            Одной из таких форм, на наш взгляд, является участие родителей в тематических неделях. Такая форма работы создаёт общность чувств, единый эмоциональный настрой, что обеспечивает более тесное и содержательное общение между детьми, педагогами, родителями и позволяет преобразовывать знания, умения и навыки ребёнка (предпосылки компетентности) в качественные характеристики социально компетентного человека (результаты деятельности).

             Преимущество  тематических недель  перед другими формами работы заключается в активной позиции ребёнка и развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников.      

         Для реализации данной формы работы  необходимо решение следующих задач:

  1. внедрить  методику  включения родителей в тематические недели;
  2. информировать родителей о назначении, целях и задачах  сотрудничества;
  3. вовлекать  родителей в  активное участие в тематических неделях;
  4. создать комплекс необходимых условий   для  сотрудничества с  родителями и другими организациями.

     Таким образом,  активное  участие в тематических неделях  всех участников педагогического процесса: педагогов, детей, родителей – важный способ развития у детей социальной компетентности.

Заключение

        На наш взгляд использование тематических недель  в  ДОУ  является наиболее продуктивной формой работы по развитию социальной компетентности дошкольников. В их основе лежит приём погружения в тему, но даже одна тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, она лишь является конвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными и максимально полезными. Тематические  недели  в ДОУ помогают  сблизить родителей, педагогов и детей, объединив их вокруг одной общей цели.  А игровая и познавательная мотивации - ведущие в тематических  неделях  помогают активизировать их общение. Тематические   недели  выступают  как условие для формирования сотрудничества в разных видах деятельности, в том числе и в обучении. Что помогает в освоении более сложных коммуникативных навыков, при этом у детей формируется эмпатия, социальная чуткость, всё это в дальнейшем поможет  им  психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (взрослыми и детьми) и в будущем.

     Безусловно участие в тематических неделях   ведёт за собой не только развитие социальной компетентности, но и других сфер личности.  

Литература

  1. Алябьева Е.А. Тематические дни недели в детском саду: планирование и конспекты.-М.: Т.Ц.Сфера, 2005.
  2. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: кн.3.-М.: Т.Ц.Сфера, 2007.
  3. Бабаева Т. О социально – эмоциональном развитии дошкольников. //Дошкольное воспитание №6,2006г.
  4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Система воспитания индивидуальности дошкольников - ЧП ЛакоценинС.С., Воронеж.-2007.
  5. Гладива Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию.// Ребёнок в детском саду №2, 2008.
  6. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  7. Комратова Н. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание №1,2007г.
  8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ./тавт. Сост. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б..-М.: АРКТИ, 2005.
  9. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования.-М.: Т.Ц.Сфера, 2008.

10.  Туракина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников.// Дошкольное воспитание №8,2006г.

11.  Феоктистова Т. Из опыта духовно-нравственного воспитания старших дошкольников. //Дошкольное воспитание №4,2006г.

12.  Филатова Л.В. Организация тематических дней и недель в ДОУ. // Воспитатель ДОУ №2,2007 г.

13.  Я-Ты_Мы.Программа социально-эмоционального развития дошкольников/ Сост. Князева О.Л. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.04.2019

Дата обновления: 08.04.2019

Дата публикации: 20.08.2013

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».