аннотация к рабочей программе учителя-логопеда

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учителя - логопеда
Рабочая программа (далее РП) определяет специальные условия для получения образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в том числе механизм ее адаптации
для детей с речевыми нарушениями, использование специальных образовательных программ и
методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции
нарушений их развития и направлена на:
1) обеспечение коррекции речевых нарушений развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной
программы;
2) освоение детьми с речевыми нарушениями образовательной программы, их
разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых
образовательных потребностей, социальной адаптации.
Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель рабочей программы - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для
коррекции и компенсации речевых нарушений в соответствии с их возрастными, индивидуально психологическими и физиологическими особенностями, способствующие развитию ребенка с
речевыми нарушениями на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим
возрасту видам деятельности для успешной подготовки дошкольников к обучению в школе и
дальнейшей социальной адаптацией.
Задачи обязательной части рабочей программы:
• Овладение
детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и
коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что
формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью системы общего образования.
• Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ.
• Преодоление недостатков в речевом развитии.
• Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.
• Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению
общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических
трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта. Профилактика нарушений письменной
речи.
• Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе
работы над фонетико-фонематической стороной речи.
• Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой
памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе
коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у
детей старшего дошкольного возраста.
• Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и
специалистами медицинских учреждений. Обучение родителей эффективным приемам
воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в
семейных условиях.
• Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного
взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и
выявления проблем в речевом развитии.
Планируемые результаты освоения рабочей программы рабочей программы
Целевые ориентиры на завершении обучения на логопедическом пункте у детей с ФФНР
•
правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
•
чѐтко дифференцировать все изученные звуки;
•
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
•
различать понятия “звук”, “твѐрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”,
“слог”, “предложение” на практическом уровне;
•
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
•
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
•
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
•
коммуникативные навыки.
Целевые ориентиры на завершении обучения на логопедическом пункте у детей с ОНР III уровня
Планируемые итоговые результаты коррекционно-развивающей работы с детьми едины как
для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.
В связи с этим логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, направлена
на решение задач:
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков,
звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
развитие навыков связной речи.
Результаты коррекционно-развивающей работы
Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение
детьми с ОВЗ образовательной программы.
Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального
образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении
количества трудностей при освоении образовательной программы.
•

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по рабочей программе
Диагностическая работа включает логопедическое обследование детей старшего
дошкольного возраста (начало и конец года), с целью выявления наличия речевых нарушений, а
также направления их на психолого-медико-педагогическую комиссию для зачисления детей
старших и подготовительных групп детского сада на логопункт (на основе заключения ПМПК).
Среди данной группы детей в январе проводится контрольный срез речевого развития для выявления
эффективности коррекционно-развивающей работы. В мае подводятся итоги коррекционноразвивающей работы с детьми, зачисленных на логопункт.
РП составлена с учетом 5 основных образовательных областей, учитывает особенности
речевого и общего развития детей с нарушением речи. Комплексность педагогического воздействия
направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их
всестороннего гармоничного развития, укрепление физического и психического здоровья детей,
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка.
Основной формой работы является - игровая деятельность - основная форма деятельности
дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые занятия в
соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и
развивающими упражнениями и ни в коем случае не дублируют школьных форм обучения.
Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному
уроку, не является его аналогом.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается
благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого
развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей
и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителялогопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре,
инструктора по плаванию, воспитателей и родителей дошкольников.
В работе по образовательной области «Речевое развитие» участвует воспитатель и учительлогопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность
в соответствии с рекомендациями учителя логопеда.
Воспитатели следят за состоянием речевой деятельности детей, осуществляют контроль за
правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях

грамматических форм по рекомендации логопеда в тетрадях взаимодействия. Также, воспитатели
осуществляют развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на
занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические,
подвижные игры для развития речи).
Расширяют и активизируют словарный запас детей. Знакомят дошкольников с книжной
культурой, детской литературой Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической
речи осуществляется при составлении рассказов - описаний, рассказов по картине и серии картин,
пересказов знакомых сказок. Развивают у детей способность чувствовать красоту и выразительность
родного языка, языка художественного слова. поэтического слова.
Решение образовательных задач предусматривает:
- поддержку зарождения в недрах диалогического общения новой формы речи - монолога,
возникающего вследствие желания ребенка поделиться своими мыслями, чувствами, возросшими
знаниями об окружающем;
- поддержку интереса детей к звучащему слову, словотворчеству, интереса к
рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого;
- организацию упражнений в правильном произнесении звуков в словах, слов, шутокчистоговорок, скороговорок, поговорок. организацию упражнений в произношении слов и
предложений в разном темпе, с разной силой голоса, интонацией;
- знакомство детей с окружающей графикой - вывесками, названиями книг, подписями под
картинками, надписями на этикетках, вещах, значках и др.;
- организацию инсценировки изображения на картинах, рисунках с использованием
мимики, жестов, позы, голоса в соответствии с выбранной ролью;
- организацию создания детьми (совместно со взрослыми) «книг» - сборников сочиненных
детьми сказок, рассказов из личного опыта, песенок, проиллюстрированных детскими рисунками.
Формы совместной образовательной деятельности с детьми:
- устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом
и воспитательном значениях. Фольклорные тексты включаются в разные виды детской деятельности
(игровую, речевую, изобразительную, театрализованную);
- словесные, речевые игры;
- диалоги;
- расширение словаря в ситуативном общении через малые фольклорные формы;
- речевая зарядка на основе считалок, скороговорок, прибауток и т.п.
- игры с рифмой;
- сочинение загадок;
- рассказывание по картинкам, иллюстрациям, фотографиям;
- создание аудиокниги.
В работе по направлению «Познавательное развитие» участвуют воспитатель, педагогпсихолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию,
развитию высших психических функций, развитию воображения и творческой активности,
совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием
любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий,
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как об общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к
этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом
индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОВЗ и этапа коррекционной
работы.
Основными специалистами в направлении «Социально-коммуникативное развитие»
выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители
дошкольников подключаются к работе.
В направлении «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие
воспитатель, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по
подготовке занятий логопедической ритмикой. Музыкальный руководитель осуществляет
выполнение упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации
внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития

«мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические
игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков
по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на
логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.
В этой области педагоги способствуют реализации самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Работу по направлению «Физическое развитие» осуществляют инструктор по
физическому воспитанию и инструктор по плаванию при обязательном подключении всех остальных
педагогов и родителей дошкольников. Они осуществляют выполнение упражнений, направленных
на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, синхронного взаимодействия между движениями
и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д.
Использование подвижных игр, игр - инсценировок с речевым сопровождением
(рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и
фонационного выдоха.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».