аннотация к рабочей программе (возраст 2-3 года)

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе детей 3-го года жизни (2-3 года)
Рабочая программа разработана:
- в соответствии с Основной общеобразовательной программой - образовательной программой
дошкольного образования (далее - ООП ДО) Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения - детского сада № 180 (далее - ДОУ);
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО);
- с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), далее - ПООП (рамочная).
Образовательная деятельность реализуется в течение всего времени пребывания детей 2-3 лет
(группа раннего возраста) в ДОУ.
В рабочей программе раскрывается общая модель образовательного процесса, в которой
учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития детей раннего возраста, определена
структура и наполнение содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка в пяти образовательных областях.
Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация
образовательной среды, выступают в качестве модулей, которые определены ООП ДО.
Модульный характер представления содержания образования в рабочей программе способствует
ее конструированию на материалах выбранных участниками образовательных отношений (взрослыми)
спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования (примерной и парциальных).
Цель: Создание и поддержка для детей раннего возраста образовательной среды позитивных и
надежных отношений, в рамках которых обеспечивается развитие базового доверия ребенка к миру, к
людям, к себе как основы здорового психического и личностного развития.
Цели образовательной деятельности достигаются через решение поставленных образовательных
задач
1) Обеспечить личностно-развивающее взаимодействие ребенка со взрослым,
предполагающее индивидуальный подход к каждому ребенку: учет его возрастных и индивидуальных
особенностей, характера, привычек, предпочтений.
2) Обеспечить условия для положительного самоощущения ребенка, развитие его
способностей и расширение возможностей для их реализации.
3) Обеспечить поддержку потребности в поиске, развитие предпосылок ориентировочноисследовательской активности ребенка.
Это может быть достигнуто только тогда, когда в группе создана атмосфера доброжелательности и
доверия между взрослыми и детьми, когда каждый ребенок испытывает эмоциональный комфорт, имеет
возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности. Такое взаимодействие
взрослых с ребенком является важнейшим фактором развития эмоциональной, мотивационной,
познавательной сфер ребенка, личности ребенка в целом.
Реализации ООП ДО позволяет принципиально определить профессиональные возможности педагога,
которыми он должен обладать для ее успешной реализации, в связи с тем, что должны быть созданы
благоприятные условия для «выращивания» специалистов, владеющих интеллектуальной культурой и
мыследеятельностью. У педагогов поддерживается потребность в поиске своего индивидуального стиля
профессиональной деятельности на основе компетентности, т.е. профессионального мастерства.
Для успешной реализации рабочей программы, ДОУ укомплектован квалифицированными
кадрами, в т. ч. руководящими, педагогическими, учебноРеализация рабочей программы осуществляется:
1) педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ.
2) учебно-вспомогательными работниками в группе в течение всего времени пребывания
воспитанников в детском саду.
В целях эффективной реализации рабочей программы в ДОУ созданы условия для

1

профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т.ч. их дополнительного
профессионального образования, в различных формах и программах дополнительного
профессионального образования, в т.ч. учитывающих особенности реализуемой основной
образовательной программы дошкольного образования.
В ДОУ предусмотрено организационно-методическое сопровождение педагогов как
самостоятельно, так и с привлечением других организаций и партнеров обеспечивать консультативную
поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей, в том числе
реализации программ инклюзивного образования дошкольников.
В соответствии с принципами ООП ДО, а также с учетом индивидуальных особенностей
воспитанников, спецификой их индивидуальных потребностей и интересов, при организации
образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями,
предусмотрено следование принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации
дошкольного образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание
образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, принимается во внимание
разнообразие интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми,
неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной
среды, в которой проживают семьи воспитанников, и особенности места расположения ДОУ.
В рабочей программе определено примерное содержание образовательных областей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
в раннем возрасте
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами;
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
- восприятие смысла музыки;
- восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок;
- двигательная активность;
в дошкольном возрасте
- игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
- познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров
в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и
иной материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Обязательная часть рабочей программы полностью соответствует примерной основной
образовательной программе дошкольного образования и направлено на обеспечение развития личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные
единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области):
• «Познавательное развитие»;
• «Социально-коммуникативное развитие»;
• «Речевое развитие»;
• «Художественно-эстетическое развитие»;
• «Физическое развитие».
Рабочая программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников,
социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка,
формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития,
развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и
возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на
2

обеспечение здоровья и безопасности детей.
Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными
требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими
исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его
активности.
Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития
личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание
общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.
На основе рабочей программы на разных возрастных этапах развития и социализации
дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и
реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской
деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация
образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда,
выступают в качестве модулей, из которых создана рабочая программа.
Содержание образовательной программы отражает следующие аспекты образовательной среды для
ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
В образовательной программе представлено содержание в соответствии с двумя частями:
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части
являются взаимодополняющими.
Объем обязательной части образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего
объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%, определен:
• в соответствии с требованиями органов здравоохранения;
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой группы.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы
осуществлено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их
образовательных потребностей и интересов.
Реализация рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов,методов
и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих
принципам и целям рабочей программы и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных
социокультурных, географических, климатических условий реализации рабочей программы, возраста
воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных
представителей).
Вариативными формами, способами, методами организации образовательной деятельности служат
такие формы как:
- образовательные предложения для целой группы (занятия);
- образовательные ситуации;
- различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр,
подвижные и традиционные народные игры;
- взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой;
- проекты различной направленности, прежде всего исследовательские;
- праздники, социальные акции т.п.,
- а также использование образовательный потенциал режимных моментов.
Все формы вместе и каждая в отдельности реализуются через сочетание организованных
взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.
Любые формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы осуществляются с
учетом ООП ДО, то есть обеспечивают активное участие ребенка в образовательном процессе в
соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер
взаимодействия и общения и др.
3

При подборе форм, методов, способов реализации рабочей программы для достижения
планируемых результатов, описанных в рабочей программе в форме целевых ориентиров, и развития в
пяти образовательных областях учитываются общие характеристики возрастного развития детей и
задачи развития для каждого возрастного периода.
Описание образовательной деятельности представлено модулями образовательной
деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях:
Модуль образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие,
Модуль образовательной деятельности «Познавательное развитие,
Модуль образовательной деятельности «Речевое развитие»,
Модуль образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие»
Модуль образовательной деятельности «Физическое развитие».
Рабочая программа педагога состоит из разделов:
I. Целевой раздел - включает цели и задачи реализации программы, значимые общие характеристики
возраста и индивидуальные характеристики условий и особенностей развития детей группы,
планируемые результаты освоения программы к концу учебного года;
II. Содержательный раздел - включает описание тематики образовательной деятельности по пяти
образовательным областям, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности
применяемых культурных практик, особенности, формы и тематику взаимодействия с семьями
воспитанников, содержание коррекционной и психологической работы с детьми.
Ш. Организационный раздел - включает описание обеспеченности создаваемых в группе условий
методическими материалами, материалами и средствами для осуществления образовательного процесса,
описание условий предметно- пространственной развивающей среды; включает режим дня, расписание
занятий непосредственно образовательной деятельности.
Планируемые результаты образовательной деятельности
К трем годам ребенок:
Интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства,
экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия,
знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться
ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение
бытовых предметов (ложки, расчѐски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими;
- владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении;
- учится быть самостоятельны, проявлять независимость в бытовом плане: одеваться, аккуратно
есть, соблюдать основные правила гигиены, знакомится с правилами этикета;
- владеет достаточно широким кругом представлений об окружающем мире;
- хорошо ориентируется в окружающей среде (группе, на участке);
- имеет отчетливые представления о свойствах предметов: форме, величине, цвете, называет их,
использует в своих играх и занятиях;
- проявляет активность в познании окружающего мира, задает множество вопросов.
Стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми,
активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно
- проявляет интерес к сверстникам, к их деятельности, подражает ей, стремится играть рядом,
делает попытки включиться в игровые действия других детей;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
- появляются игры, в которых ребѐнок воспроизводит действия взрослого.
Владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и
просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек
- начинает понимать речь взрослого, расширяется его активный словарь (до 200-300 слов);
- в речи появляются формы множественного числа и ряда падежей существительных, глаголы
повелительного наклонения, прошедшего и будущего времени;
- правильно произносит наиболее лѐгкие согласные звуки;
- речь начинает выполнять свою основную функцию - служить для общения с окружающими, в
первую очередь со взрослыми;
- владеет активной речью, включѐнной в общение;
4

- может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия
окружающих предметов и игрушек.
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие
с ровесниками окрашено яркими эмоциями
- усваивает некоторые правила поведения, подчиняется требованиям взрослого и выполняет его
поручения, по собственной инициативе обращается к взрослому.
В короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения
- выполняет отобразительные действия, которые переходят в сюжетные игры: воспроизводит то,
что увидел сам, приглядываясь к действиям старших детей и взрослых, копируя движения
воспитателя;
- играя, использует предметы-заместители, воображаемые предметы;
- интересуется окружающими предметами и активно действует с ними
- эмоционально вовлечѐн в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять
настойчивость в достижении результата своих действий;
- развита предметная деятельность;
- охотно играет с пирамидками, конструктором, делает постройки из кубиков, любит заниматься
заводными и разборными игрушками;
Проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками
самообслуживания
- возникают зачатки наглядно-действенного мышления;
- действует с предметами домашнего обихода в соответствии с их назначением;
- способен пользоваться некоторыми бытовыми предметами в качестве орудий;
- совершенствуется восприятие ребѐнком предметов и их свойств (форма, величина, цвет и др.);
- узнаѐт знакомые предметы независимо от их величины, окраски и расположения;
- стремится приспосабливать свои действия к воспринимаемым свойствам предметов, к их форме,
величине, положению в пространстве.
Любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку.
Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в
продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.)
- проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку, художественное слово;
- подпевает отдельные слоги, повторяет интонации;
- способен соотносить движения с музыкой, проявляет элементарную ритмичность;
- проявляет интерес к книге, с удовольствием рассматривает иллюстрации, воспроизводит
фрагменты знакомых стихов, сказок;
- наблюдается интерес к эстетической стороне действительности;
- эмоционально воспринимает красоту природы, игрушек;
- во время занятия продуктивной деятельностью может воспроизводить действия по образцу;
- охотно действует по собственному замыслу, стремится достичь результата.
С удовольствием двигается - ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать
различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.)
- освоил в целом все виды основных движений;
- у него возникают собственные желания, стремление их выразить, сделать понятными для
взрослого;
- наблюдается потребность в двигательной импровизации, движения носят преднамеренный и
произвольный характер.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».