АННОТАЦИЯ к рабочей программе детей 3-го года жизни (2-3 года) Рабочая программа разработана: - в соответствии с Основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования (далее - ООП ДО) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 180 (далее - ДОУ); - в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО); - с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), далее - ПООП (рамочная). Образовательная деятельность реализуется в течение всего времени пребывания детей 2-3 лет (группа раннего возраста) в ДОУ. В рабочей программе раскрывается общая модель образовательного процесса, в которой учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития детей раннего возраста, определена структура и наполнение содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, выступают в качестве модулей, которые определены ООП ДО. Модульный характер представления содержания образования в рабочей программе способствует ее конструированию на материалах выбранных участниками образовательных отношений (взрослыми) спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования (примерной и парциальных). Цель: Создание и поддержка для детей раннего возраста образовательной среды позитивных и надежных отношений, в рамках которых обеспечивается развитие базового доверия ребенка к миру, к людям, к себе как основы здорового психического и личностного развития. Цели образовательной деятельности достигаются через решение поставленных образовательных задач 1) Обеспечить личностно-развивающее взаимодействие ребенка со взрослым, предполагающее индивидуальный подход к каждому ребенку: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений. 2) Обеспечить условия для положительного самоощущения ребенка, развитие его способностей и расширение возможностей для их реализации. 3) Обеспечить поддержку потребности в поиске, развитие предпосылок ориентировочноисследовательской активности ребенка. Это может быть достигнуто только тогда, когда в группе создана атмосфера доброжелательности и доверия между взрослыми и детьми, когда каждый ребенок испытывает эмоциональный комфорт, имеет возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности. Такое взаимодействие взрослых с ребенком является важнейшим фактором развития эмоциональной, мотивационной, познавательной сфер ребенка, личности ребенка в целом. Реализации ООП ДО позволяет принципиально определить профессиональные возможности педагога, которыми он должен обладать для ее успешной реализации, в связи с тем, что должны быть созданы благоприятные условия для «выращивания» специалистов, владеющих интеллектуальной культурой и мыследеятельностью. У педагогов поддерживается потребность в поиске своего индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе компетентности, т.е. профессионального мастерства. Для успешной реализации рабочей программы, ДОУ укомплектован квалифицированными кадрами, в т. ч. руководящими, педагогическими, учебноРеализация рабочей программы осуществляется: 1) педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ. 2) учебно-вспомогательными работниками в группе в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду. В целях эффективной реализации рабочей программы в ДОУ созданы условия для 1 профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т.ч. их дополнительного профессионального образования, в различных формах и программах дополнительного профессионального образования, в т.ч. учитывающих особенности реализуемой основной образовательной программы дошкольного образования. В ДОУ предусмотрено организационно-методическое сопровождение педагогов как самостоятельно, так и с привлечением других организаций и партнеров обеспечивать консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей, в том числе реализации программ инклюзивного образования дошкольников. В соответствии с принципами ООП ДО, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, спецификой их индивидуальных потребностей и интересов, при организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, предусмотрено следование принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, принимается во внимание разнообразие интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников, и особенности места расположения ДОУ. В рабочей программе определено примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как: в раннем возрасте - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - экспериментирование с материалами и веществами; - общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями; - восприятие смысла музыки; - восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок; - двигательная активность; в дошкольном возрасте - игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры), - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми), - познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как: - восприятие художественной литературы и фольклора, - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, - изобразительная (рисование, лепка, аппликация). - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), - двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Обязательная часть рабочей программы полностью соответствует примерной основной образовательной программе дошкольного образования и направлено на обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области): • «Познавательное развитие»; • «Социально-коммуникативное развитие»; • «Речевое развитие»; • «Художественно-эстетическое развитие»; • «Физическое развитие». Рабочая программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на 2 обеспечение здоровья и безопасности детей. Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности. Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации. На основе рабочей программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создана рабочая программа. Содержание образовательной программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. В образовательной программе представлено содержание в соответствии с двумя частями: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Объем обязательной части образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%, определен: • в соответствии с требованиями органов здравоохранения; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой группы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы осуществлено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Реализация рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов,методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям рабочей программы и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации рабочей программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей). Вариативными формами, способами, методами организации образовательной деятельности служат такие формы как: - образовательные предложения для целой группы (занятия); - образовательные ситуации; - различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; - взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; - проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; - праздники, социальные акции т.п., - а также использование образовательный потенциал режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности реализуются через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности. Любые формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы осуществляются с учетом ООП ДО, то есть обеспечивают активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и др. 3 При подборе форм, методов, способов реализации рабочей программы для достижения планируемых результатов, описанных в рабочей программе в форме целевых ориентиров, и развития в пяти образовательных областях учитываются общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода. Описание образовательной деятельности представлено модулями образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: Модуль образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие, Модуль образовательной деятельности «Познавательное развитие, Модуль образовательной деятельности «Речевое развитие», Модуль образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» Модуль образовательной деятельности «Физическое развитие». Рабочая программа педагога состоит из разделов: I. Целевой раздел - включает цели и задачи реализации программы, значимые общие характеристики возраста и индивидуальные характеристики условий и особенностей развития детей группы, планируемые результаты освоения программы к концу учебного года; II. Содержательный раздел - включает описание тематики образовательной деятельности по пяти образовательным областям, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности применяемых культурных практик, особенности, формы и тематику взаимодействия с семьями воспитанников, содержание коррекционной и психологической работы с детьми. Ш. Организационный раздел - включает описание обеспеченности создаваемых в группе условий методическими материалами, материалами и средствами для осуществления образовательного процесса, описание условий предметно- пространственной развивающей среды; включает режим дня, расписание занятий непосредственно образовательной деятельности. Планируемые результаты образовательной деятельности К трем годам ребенок: Интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчѐски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими; - владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; - учится быть самостоятельны, проявлять независимость в бытовом плане: одеваться, аккуратно есть, соблюдать основные правила гигиены, знакомится с правилами этикета; - владеет достаточно широким кругом представлений об окружающем мире; - хорошо ориентируется в окружающей среде (группе, на участке); - имеет отчетливые представления о свойствах предметов: форме, величине, цвете, называет их, использует в своих играх и занятиях; - проявляет активность в познании окружающего мира, задает множество вопросов. Стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно - проявляет интерес к сверстникам, к их деятельности, подражает ей, стремится играть рядом, делает попытки включиться в игровые действия других детей; - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; - появляются игры, в которых ребѐнок воспроизводит действия взрослого. Владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек - начинает понимать речь взрослого, расширяется его активный словарь (до 200-300 слов); - в речи появляются формы множественного числа и ряда падежей существительных, глаголы повелительного наклонения, прошедшего и будущего времени; - правильно произносит наиболее лѐгкие согласные звуки; - речь начинает выполнять свою основную функцию - служить для общения с окружающими, в первую очередь со взрослыми; - владеет активной речью, включѐнной в общение; 4 - может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями - усваивает некоторые правила поведения, подчиняется требованиям взрослого и выполняет его поручения, по собственной инициативе обращается к взрослому. В короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения - выполняет отобразительные действия, которые переходят в сюжетные игры: воспроизводит то, что увидел сам, приглядываясь к действиям старших детей и взрослых, копируя движения воспитателя; - играя, использует предметы-заместители, воображаемые предметы; - интересуется окружающими предметами и активно действует с ними - эмоционально вовлечѐн в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; - развита предметная деятельность; - охотно играет с пирамидками, конструктором, делает постройки из кубиков, любит заниматься заводными и разборными игрушками; Проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания - возникают зачатки наглядно-действенного мышления; - действует с предметами домашнего обихода в соответствии с их назначением; - способен пользоваться некоторыми бытовыми предметами в качестве орудий; - совершенствуется восприятие ребѐнком предметов и их свойств (форма, величина, цвет и др.); - узнаѐт знакомые предметы независимо от их величины, окраски и расположения; - стремится приспосабливать свои действия к воспринимаемым свойствам предметов, к их форме, величине, положению в пространстве. Любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.) - проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку, художественное слово; - подпевает отдельные слоги, повторяет интонации; - способен соотносить движения с музыкой, проявляет элементарную ритмичность; - проявляет интерес к книге, с удовольствием рассматривает иллюстрации, воспроизводит фрагменты знакомых стихов, сказок; - наблюдается интерес к эстетической стороне действительности; - эмоционально воспринимает красоту природы, игрушек; - во время занятия продуктивной деятельностью может воспроизводить действия по образцу; - охотно действует по собственному замыслу, стремится достичь результата. С удовольствием двигается - ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.) - освоил в целом все виды основных движений; - у него возникают собственные желания, стремление их выразить, сделать понятными для взрослого; - наблюдается потребность в двигательной импровизации, движения носят преднамеренный и произвольный характер. 5