Образовательные условия

22.11.2021

22.11.2021

Для успешной реализации Программы в ДОО должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1)  уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

        Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

        Организация ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Методы работы взрослых по отношению к детям должны соответствовать уважению человеческого достоинства ребёнка. Взрослые, работающие с детьми в ДОО, должны соблюдать педагогическую этику. Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения, обеспечивающая нравственный характер деятельности и взаимоотношений. Если говорим о педагогической этике, то не забываем о таких качествах как справедливость, доброта, человечность, понимание, принятие, уважение, требовательность к себе, сдержанность и пр. Взрослые в детском саду (особенно те, кто постоянно находится рядом с детьми) должны олицетворять собой образец высоконравственной личности.

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

Деятельность педагогических работников в ДОУ должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей.

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные, индивидуальные возможности и склонности.

Создать необходимые условия для овладения умениями, находящимися в зоне ближайшего развития детей:

  • создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
  • организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
  • поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
  • оценку индивидуального развития детей.

Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах компенсирующей направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

        Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

Здесь необходимо помнить о том, что важнейшим условием воспитания у детей положительных взаимоотношений является отношение взрослых к малышам. Если взрослый постоянно разговаривает с ребёнком на повышенных тонах, грубо одёргивает, даёт обидные прозвища и т.д., такой стиль поведения  будет невольно перениматься ребёнком по отношению к сверстникам. Поэтому, прежде всего, взрослые собственным примером демонстрируют образцы доброжелательных взаимоотношений с детьми.

Необходимым условием пробуждения и поддержания между детьми добрых отношений является привлечение их внимания к эмоциональным состояниям друг друга. Взрослый побуждает детей к проявлению радости успехам сверстника, проявлению сочувствия и жалости.

Любой детский коллектив (особенно в детском саду) не обходится без конфликтов. При разрешении детских конфликтов взрослый должен придерживаться следующих правил:

- не унижать ребёнка (злюка, жадина и пр.),

- избегать директивных высказываний, требующих от ребёнка действий по прямому указанию («отдай», «не обижай», «играйте вместе» и т.д.), помочь детям лучше понять состояния друг друга и договориться (например, «Вы оба хотите играть одной игрушкой. Как же нам быть?»),

- использовать запрет лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта, при этом запрет должен быть сформулирован так, чтобы дать детям возможность договориться самим (например, «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;Хочу такой сайт

Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

Педагог должен создать условия для:

  • свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • развивать следующие сферы детских инициатив – творческую (как включённость в игру, где развиваются воображение, образное мышление), в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, конструировании),  коммуникативные инициативы (включенность во взаимодействие с окружающими людьми и проявлении чувств к ним), познавательную инициативу (любознательность, интерес к экспериментированию и познавательно-исследовательской деятельности).

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;        Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребёнку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом.

        Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей или других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

        К этой форме насилия относится:

- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка,

- оскорбление или унижение его человеческого достоинства,

- угрозы в адрес ребёнка,

- предъявление к ребёнку требований, не соответствующих возрасту или возможностям,

- ложь и невыполнение взрослым обещаний,

- однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму (появление страха, нарушение речи – например, заикание и пр.).

Необходимо обеспечить е эмоциональное благополучие воспитанников через:

непосредственное общение с каждым ребёнком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

Открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников:

● непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

● взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.

  • построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Таким образом, создание психолого-педагогических условий для комфортного пребывания воспитанников в детском саду и успешного освоения Образовательной программы дошкольного образования целиком зависит от правильных действий педагогического коллектива.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».