Интегративное качество ребёнка
|
Характеристика интегративного качества ребёнка
|
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
|
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляя интерес, активность, необходимые усилия. Может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели и положительного результата. Способен организовать подвижные игры и упражнения с подгруппой сверстников и малышей. Может придумать и выполнить несложные физические упражнения. Понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики. Самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
|
Любознательный, активный.
|
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает много вопросов, настойчиво добивается решения познавательных задач, экспериментирует и исследует предметы и материалы. Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел. Проявляет настойчивый познавательный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, стремится овладеть грамотой — чтением, письмом, счетом.
Способен инициативно и самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
|
Эмоционально отзывчивый.
|
Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие. Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
|
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
|
Ребенок освоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Использует деловую, познавательную, личностную формы общения. С удовольствием участвует в коллективных делах: способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату. Владеет речевыми умениями, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
|
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
|
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
(нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и т. п.). В поведении наблюдаются элементы волевых проявлений: при необходимости ребенок умеет сдерживаться, проявляет терпение и настойчивость. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. Способен к элементарному планированию своих действий, направленных на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и т. п.).
|
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
|
Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
Использует сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Умеет пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач. Вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов, доказывает правильность обобщений, выражает в речи логические связи и зависимости. Проявляет творчество в интеллектуальных играх, интересуется разгадыванием кроссвордов, ребусов.
|
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
|
Представление о себе. Ребенок имеет представление о своем возрасте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях.
Представление о семье. Ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; гордится своей семьей, своими близкими: рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных годах.
Представление об обществе (ближайшем социуме). Ребенок имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем.
Представления о государстве. Ребенок знает о принадлежности к нему, о символах государства, «малой» и «большой» Родине, ее природе.
Представления о мире. Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнообразии языков.
|
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
|
Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Владеет разнообразными речевыми умениями: выслушать и понять речь собеседника, понятно для слушателя выразить свои мысли в форме предложения, рассказа, рассуждения; имеет богатый словарный запас, владеет средствами языковой выразительности. Проявляет настойчивость и волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.
|
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Физическая культура»
|
Ребенок гармонично физически развивается, его двигательный опыт богат.
Результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполняет физические упражнения. В двигательной деятельности успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость.
Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа (персонажа, животного), стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях.
Проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом, стремится к физическому совершенствованию, самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта.
|
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Здоровье»
|
Ребенок имеет представление о том, что такое здоровье, понимает как поддержать, укрепить и сохранить его.
Знает о некоторых внешних и внутренних особенностях строения тела человека и необходимости охраны своего здоровья.
Знаком с правилами здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание).
Обладает представлениями о полезных и вредных привычках; о поведении во время болезни (необходимость приема лекарств, выполнения рекомендаций врача и пр.).
Умеет обслуживать себя и пользоваться полезными привычками элементарными навыками личной гигиены (мыть руки, умываться чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть уши, причесывал волосы и т. п.).
Способы определить состояние своего здоровья (здоров иль болен), назвать и показать, что именно болит, какая часть тела орган.
Выполняет правила культуры еды (сидеть спокойно, аккуратнее пережевывать пищу, не торопиться, не говорить с полным ртом, правильно пользоваться вилкой и ножом, салфеткой и т.д.); различает полезные и вредные для здоровья продукты питания.
Умеет делать простейшую дыхательную гимнастику и гимнастик} для глаз; выполняет физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, делает зарядку.
Оказывает элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью к взрослому).
|
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Безопасность»
|
Ребёнок имеет представление о том, что такое безопасное поведение, понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.
Соблюдает правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале.
Правильно пользуется потенциально опасными бытовыми предметами под присмотром взрослого.
В совместной деятельности с детьми в детском саду и на улице соблюдает правила безопасного поведения; учитывает настроение, эмоциональное и физическое состояние партнеров по совместной деятельности.
Ребенок владеет основами безопасного поведения: знает, как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; может объяснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит; знает свой адрес, имена родителей, их контактную информацию; избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; различает некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, проявляет осторожность при встрече с незнакомыми животными; соблюдет правила дорожного движения; поведения в транспорте.
|
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Социализация»
|
Развитие игровой деятельности
В игре ребенок развивается, познает мир, общается.
Ребенок проявляет интерес к разным видам игр. Выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности.
Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения - положительный. Способен согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.
Дети проявляют свою активность в сюжетных играх по-разному
Детям-«сочинителям» наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане. Придуманные ими сюжеты отличаются оригинальностью. Они становятся носителями игрового замысла.
Дети-«исполнители, артисты» проявляют интерес к воплощению игровых образов и ролей. Используют при этом разнообразные с средства — мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь.
Для детей-«режиссеров» характерна высокая активность — к инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий.
Детям-«практикам» интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие переходы от игры к продуктивной и конструктивной деятельности и обратно.
Ребенок проявляет большой интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами, а также к развивающим и познавательным играм. Настойчиво добивается решения игр задачи.
В играх с правилами точно выполняет нормативные требования; может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками.
Хорошо знает несколько подвижных, развивающих, настольно - печатных и словесных игр, считалок, прибауток, называет люб игры.
Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других
Поведение ребенка устойчиво положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения в детском саду, в ceмье, в общественных местах.
Ребенок доброжелательно настроен по отношению к взрослым, сверстникам, охотно вступает в общение, стремится к взаимопониманию. Имеет представления о нравственных качествах лк и положительно оценивает нравственные поступки. По-доброму относится к людям, ко всему живому. Мечтает о благородных поступках, воображает себя в роли защитника слабых, в роли носителя добра и справедливости.
Хорошо взаимодействует со сверстниками, может договорить совместной деятельности (игра, труд, конструирование и прочее),включиться в сотрудничество, прислушивается к предложен партнеров, радуется общим результатам.
В трудных случаях взаимоотношений со сверстниками обращается к правилам, использует разные приемы справедливого разрешения возникших проблем (распределения ролей, материалов, совместного игрового сюжетосложения).
Внимателен к эмоциональному и физическому состоянию людей, хорошо различает разные эмоции, по собственной инициативе проявляет участие, заботу о близких и сверстниках.
Имеет близких друзей (друга), с которыми с удовольствием общается, участвует в общих делах, обсуждает события, делится своими мыслями, переживаниями, мечтами.
Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране, других странах и многообразию народов мира. Задает вопросы о прошлом и настоящем в жизни людей, об истории города, страны, о создании предметов, техники, средств связи, рассуждает и высказывает свое мнение.
Имеет представления о школе, стремится к будущему положению школьника, выражает желание овладеть самостоятельным чтением, проявляет познавательную активность.
Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее. Проявляет уверенность в себе и положительную самооценку.
|
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Труд»
|
У ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека; устойчивый познавательный интерес к миру профессий, способность самостоятельно приобретать знания о труде взрослых из разных источников (общение со взрослыми, наблюдения, книги, через рассматривание картинок и фотографий, просмотр телепередач).
Ребенок имеет отчетливое представление о многообразии профессий и предметного мира, созданного человеком, во взаимосвязи прошлого и настоящего; способен догадаться, когда был создан предмет и для чего использовался.
Охотно отражает представления о мире предметов и труда взрослых в разных видах своей деятельности (сюжетно-ролевых играх, рисунках, конструировании). Четко дифференцирует личностные качества и поведение литературных героев и реальных людей как щедрое, бережливое или скупое, способен аргументировать суждения.
Поведение ребенка свидетельствует о готовности к решению практических задач в сфере социально- экономических отношений и потребления, которые современный мир ставит перед младшими школьниками, на основе саморегуляции желаний и приобретенных основ культуры потребления (бережливость в использовании воды, света, продуктов питания, материалов).
Посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой инициативен, проявляет ответственность и добросовестность, хороший организатор и помощник, труд ребенка результативен, основан на самоконтроле.
|
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Познание»
|
Развитие сенсорной культуры
Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.
Ребенок проявляет интерес к предметам окружающего мира, пытается установить взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием.
Владеет системой эталонов, соотносит свойство предмета с эталонным, выделяя сходство и отличие.
Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени.
Осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных — сходство.
В общении с воспитателем и сверстниками активно использует слова, обозначающие названия эталонов, свойства и качества предметов, действия обследования.
Адекватно и детально отражает в рисунках, конструкциях, речевых продуктах свойства и качества предметов окружающего мира.
Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе
Ребенок открывает мир природы
Гуманно-ценностное отношение ребенка к природе становится более устойчивым.
Ребенок старается самостоятельно придерживаться правил поведения в природе не только по отношению к привычным обитателям уголка природы, домашним питомцам, но и в естественной природной среде.
Обращает внимание на поведение малышей и сверстников в природе: советует, как поступить, помочь живому, высказывает замечания, если их поведение вредит растениям и животным.
Отличается широтой кругозора, хорошо ориентируется в природных объектах, интересно и с увлечением рассказывает о них, делится впечатлениями.
Интересуется изучением природного мира, высказывает догатки, размышляет о причинах природных явлений, организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.
Самостоятельно ухаживает за растениями уголка природы, oответственно относится к труду. Владеет трудовыми умениями, достигая качественных результатов. Готов оказать помощь в случае необходимости.
Гуманно-ценностное отношение ребенка к природе проявляется по-разному.
Для «любознательных» детей характерно увлечение познанием природы, открытием ее законов. Такие дети интересуются познавательной литературой, ищут ответы на вопросы, увлекаются коллекционированием, изобретениями, вовлекают сверстников в интересную познавательную деятельность.
Дети, «эстетически воспринимающие мир», ярко переживают эстетические чувства при восприятии природных объектов, высказывают эстетические суждения, эмоционально «заражают» сверстников.
Детям-«помощникам и защитникам природы» свойственна активная направленность на помощь животным и растениям, когда дети видят, кому она необходима. Такие дети качественно помогают живым существам, проявляют позицию защитника природы, нетерпимы к другим детям в случае нарушения ими правил общения с природой.
Развитие математических представлений
Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем
Ребенок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счета, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства.
Сосчитывает предметы в пределе 10 и с переходом через десяток, владеет составом чисел из двух меньших. Как правило, запомнил их наизусть. Составляет разные задачи — арифметические, занимательные. Успешно решает логические задачи.
Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объема количества, массы.
|
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Коммуникация»
|
Ребёнок может организовать детей на совместную деятельность, вести диалог со взрослыми и сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности. S Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.
Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок). Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь-доказательство, объяснения, речь-рассуждение).
Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предложения в процессе экспериментальной деятельности и при обсуждении спорных вопросов. Является инициатором обсуждений событий в группе, организатором коллективных игр, предлагает творческие словесные игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр).
Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения («я думаю, что...»; «я считаю», «я полагаю», «я хочу тебя убедить»); владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника («я хочу тебе возразить», «я не согласен с тобой», «я сомневаюсь в этом» и т. п.); умеет принять позицию собеседника.
Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы.
Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный, твердый — мягкий, ударный — безударный гласный), место звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.
|
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
|
Ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.
Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе художественного произведения.
Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся.
Знает фамилии четырех-пяти писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества.
Знает фамилии трех-четырех художников, которые иллюстрировали книги или писали картины на сказочные и былинные сюжеты, оформляли театральные постановки, знает некоторые особенности их изобразительной манеры.
Различает основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), имеет представления о некоторых их особенностях.
Воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает свое отношение к образам героев, идее произведения.
у Выразительно исполняет литературные произведения.
Творчески активен в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов.
Выразительно передаёт образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявляет творчество, стремится к импровизации.
|
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Художественное творчество»
|
Ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, эстетически привлекательным объектам, музейным экспонатам; высказывает желание принимать посильное участие в их сохранении.
Проявляет исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства.
Называет, узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и другие), некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, средства архитектуры, декоративно-прикладного искусства.
Экспериментирует в создании образа; в процессе собственной деятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы.
Демонстрирует высокую техническую грамотность.
Планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам.
|
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Музыка»
|
У ребёнка развита культура слушательского восприятия.
Любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями.
Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов.
Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках.
Активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания.
Проговаривает ритмизированно стихи, импровизирует мелодии на задан. тему, участвует в инструментальных импровизациях.
|