01.01.2017
Питание в детском саду
Правильно организованное питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией, является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста. В то же время, правильно организованное питание способствует повышению устойчивости организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Таким образом, во всех ДОУ с продолжительностью пребывания детей более 3,5 часов организовывается горячее питание воспитанников, предусматривающее такое количество приемов пищи и их периодичность, чтобы длительность промежутков между отдельными приемами пищи не превышала 3,5 – 4 часов. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.
Примерная масса порций для детей дошкольного возраста
Блюда и кулинарные изделия |
Возраст детей |
Примерная масса порций, гр. |
1.Салаты |
1-3 |
30-50 |
|
3-6 |
40-60 |
2.Каша, овощное блюдо |
1-3 |
150 |
|
3-6 |
180-200 |
3.Супы |
1-3 |
150-200 |
|
3-6 |
180-250 |
4.Порционные мясные, рыбные, творожные, крупяные, яичные блюда, колбасные изделия |
1-3 |
60-70 |
3-6 |
70-80 |
|
5.Гарниры |
1-3 |
85-150 |
|
3-6 |
100-200 |
6.Напитки (объём порции, мл.) |
1-3 |
150 |
|
3-6 |
180-200 |
7.Свежие фрукты |
1-3 |
50-100 |
|
3-6 |
100-150 |
8.Кондитерские изделия (мучные, сахарные) |
1-3 |
20 |
|
3-6 |
20 |
9.Булочные и мучные кулинарные изделия |
1-3 |
40-60 |
|
3-6 |
|
10.Хлеб (масса одного кусочка) |
1-3 |
20 |
|
3-6 |
20 |
11.Хлеб (на весь день): |
|
|
- пшеничный |
1-3 |
30 |
|
3-6 |
70 |
- ржаной |
1-3 |
60 |
|
3-6 |
110 |
Говоря об организации питания детей в детском саду, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к этому учреждению.
Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского сада, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал.
В первые дни пребывания в детском саду нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитателям следует кормить его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.
Нередко дети поступают в детский сад в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости следует проводить дополнительную витаминизацию рациона питания детей, используя широкий ассортимент имеющихся витаминизированных пищевых продуктов и напитков, а при необходимости (по заключению врача), также поливитаминных препаратов (витаминно-минеральных комплексов).
Организация питания
Для нормального роста и развития ребенка необходимо правильно организованное питание. Растущий и быстро развивающийся организм требует достаточной по количеству и полноценной по качеству пищи. В детском саду этому вопросу уделяется огромное внимание. С этой целью в детском саду организовано 3-х разовое питание. Учреждение работает по новому 10-дневному меню, разработанное Институтом питания ГУ НИИ питания РАМН и утвержденное Роспотребнадзором.
Требования к организации детского питания в учреждении
- Питание детей осуществляется в соответствии с рекомендуемым 10-дневным меню.
- Соблюдается обеспечение суточной потребности в пищевых веществах и энергии составило от 75-80%.
Возраст детей |
Энергетическая ценность |
Белки |
Жиры |
Углеводы |
|
Всего |
В т.ч. животные |
||||
до 3 лет |
1540 |
53 |
37 |
53 |
212 |
от 3 -7 лет |
1970 |
68 |
44 |
68 |
272 |
- Строго выполняется режим;
- В течение года обеспечивается выполнение норм питания ребенка;
- Строгое соблюдение санитарно – гигиенических требований.
Выполнение норм основных продуктов:
- Выдерживается достаточное обеспечение калорийности и содержания всех жизненно важных пищевых компонентов;
- Используется максимальное разнообразие рациона;
- Проводится адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд;
- Пища, приготовленная на пищеблоке, практически всегда имеет хорошие вкусовые качества и привлекательный внешний вид блюд.
Организация питьевого режима:
- Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2660-10.
- Питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка;
- При питьевом режиме используется кипяченая вода;
Оптимизация производственного контроля:
- Соблюдаются все санитарные требования к состоянию:
- Обеспечивается контроль санитарно-гигиенической безопасности питания;
- Систематически проводится контроль за качеством питания;
- пищеблока;
- к поставляемым продуктам питания;
- к транспортировке, хранению;
- к приготовлению и раздаче блюд;
- к личной гигиене пищеблока;
- к организации приема пищи детьми в группах.
Организация работы по пропаганде здорового питания:
- Учитываются индивидуальные особенности детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд.)
- Соблюдается оптимальный режим питания;
- Проводится работа по формированию у детей навыков культуры питания;
- Строго соблюдаются принципы разработанного меню;
- Проводится разъяснительная работа, как с сотрудниками учреждения, так и с родителями по введению новых блюд;
- Информирование родителей по вопросам здорового питания (стендовая информация).
Необходимые расчеты и оценка использованного на одного ребенка среднесуточного набора продуктов проводиться 1 раз в 10 дней, при необходимости проводится коррекция питания в течение следующей недели. Подсчет энергетической ценности полученного рациона питания и содержания в нем основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) проводиться ежемесячно.
Об ассортименте питания родителей информируют, вывешивая ежедневное меню.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.04.2019
Дата обновления: 15.04.2021
Дата публикации: 01.01.2017