О ФГОС ДО

ФГОС разработан  на   основе   Конституции     Российской Федерации  и  законодательства  Российской  Федерации  и  с    учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основе которых заложены   следующие

 

 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:    

 

- поддержка  разнообразия  детства; 

 

- сохранение     уникальности и самоценности детства  как  важного  этапа  в  общем  развитии   человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого  по  себе,  без  всяких  условий; 

 

- значимого    тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем,  что  этот  период  есть   период подготовки к следующему периоду;

 

- личностно-развивающий и гуманистический характер   взаимодействия взрослых (родителей (законных  представителей),  педагогических  и   иных работников) и детей;

 

- уважение личности ребенка.

 

 Реализация Программы в формах, специфических  для  детей   данной возрастной  группы,  прежде  всего  в  форме  игры,      познавательной и исследовательской  деятельности,   в   форме   творческой    активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

 

 Основные принципы дошкольного образования:

 

 полноценное   проживание   ребёнком   всех    этапов детства (младенческого,   раннего   и   дошкольного   возраста),       обогащение (амплификация) детского развития;

 

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

 

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание   ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

 

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

 

сотрудничество  с семьёй;

 

- приобщение детей  к  социокультурным  нормам,  традициям   семьи, общества и государства;

 

- формирование познавательных интересов и познавательных   действий ребенка в различных видах деятельности;

 

- возрастная адекватность  дошкольного  образования   (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

 

- учёт этнокультурной ситуации развития детей.

 

 Направлен на достижение следующих целей:

 

- повышение социального статуса дошкольного образования;

 

- обеспечение  государством  равенства  возможностей  для   каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

 

- обеспечение  государственных  гарантий   уровня   и     качества дошкольного образования на основе  единства  обязательных    требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

 

- сохранение  единства  образовательного  пространства   Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

 

Направлен на решение следующих задач:

 

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в  том числе их эмоционального благополучия;

 

-  обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства  независимо  от  места   жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических  и   других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

 

- обеспечения  преемственности   целей,   задач   и     содержания образования, реализуемых в  рамках  образовательных  программ   различных уровней  (далее  -  преемственность  основных  образовательных   программ дошкольного и начального общего образования);

 

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными  особенностями  и  склонностями,   развития способностей и  творческого  потенциала  каждого  ребёнка  как   субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

 

- объединения обучения и воспитания  в  целостный   образовательный процесс на основе духовно-нравственных  и  социокультурных    ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

 

- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового  образа  жизни,   развития   их   социальных,     нравственных,

 

- эстетических,  интеллектуальных,  физических  качеств,    инициативности, самостоятельности и ответственности  ребёнка,  формирования   предпосылок учебной деятельности;

 

- обеспечения вариативности и разнообразия содержания  Программ   и организационных форм дошкольного образования,  возможности   формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

 

- формирования социокультурной среды, соответствующей   возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

 

- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

Содержание Программы  охватывать следующие структурные  единицы,  представляющие   определенные направления  развития  и  образования  детей  (далее  -   образовательные области):

 

  1. Социально-коммуникативное развитие;
  2. Познавательное развитие;
  3. Речевое развитие;
  4. Художественно-эстетическое развитие;
  5. Физическое развитие.

 

Социально-коммуникативное развитие направлено на  усвоение  норм  и ценностей,  принятых  в  обществе,  включая  моральные  и    нравственные ценности; развитие общения  и  взаимодействия  ребёнка  со взрослыми и сверстниками;  становление  самостоятельности,     целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной  отзывчивости, сопереживания, формирование готовности  к  совместной  деятельности  со  сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства  принадлежности  к  своей  семье  и  к сообществу детей  и  взрослых;  формирование позитивных установок к различным вида  труда и  творчества;  формирование   основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Хочу такой сайт

 

Познавательное  развитие  предполагает  развитие интересов  детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,  становление  сознания;  развитие  воображения  и  творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира  (форме,  цвете,  размере,  материале,  звучании,  ритме,  темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве  и  времени,    движении и покое, причинах и  следствиях  и  др.),  о  малой  родине  и  Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,  о  планете  Земля  как  общем  доме   людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

 

Речевое развитие включает владение речью как  средством общения и культуры; обогащение активного словаря развитие связной, грамматически правильной  диалогической  и  монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и   интонационной  культуры речи, фонематического  слуха;  знакомство  с   книжной   культурой,  детской литературой,  понимание  на  слух  текстов  различных  жанров  детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Художественно-эстетическое  развитие  предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового  восприятия  и  понимания   произведений искусства (словесного, музыкального,  изобразительного),  мира   природы;  становление эстетического отношения к  окружающему  миру; формирование элементарных  представлений  о  видах  искусства;  восприятие   музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;  реализацию  самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 

Физическое развитие включает приобретение опыта в  следующих   видах деятельности детей: двигательной, в том числе  связанной  с   выполнением упражнений, направленных  на  развитие  таких  физических  качеств, как координация  и  гибкость;  способствующих  правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,  координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным,   не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба,   бег, мягкие  прыжки,  повороты  в  обе  стороны), формирование  начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение  подвижными  играми  с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей  здорового  образа  жизни,   овладение его элементарными нормами  и  правилами  (в  питании,  двигательном   режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

 

Развивающая   предметно-пространственная   среда   должна обеспечивать:

 

- реализацию различных образовательных программ;

 

- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него  условия;

 

- учёт  национально-культурных,  климатических  условий,  в    которых  осуществляется образовательная деятельность;

 

- учёт возрастных особенностей детей.

 

 Развивающая  предметно-пространственная  среда  должна быть содержательно-насыщенной,  трансформируемой,   полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 

 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное  пространство  должно  быть  оснащено  средствами обучения и  воспитания  (в  том  числе  техническими),   соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

 

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую   активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том  числе  развитие  крупной  и   мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;  эмоциональное   благополучие   детей    во          взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

 

2)  Трансформируемость   пространства   предполагает:  возможность изменений   предметно-пространственной   среды   в    зависимости от образовательной  ситуации,  в  том  числе  от  меняющихся     интересов и возможностей детей;

 

3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность  разнообразного  использования  различных   составляющихпредметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. наличие в Группе полифункциональных (не   обладающих жёстко  закреплённым  способом  употребления)  предметов,  в  том  числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе  в  качестве  предметов-заместителей  в   детской игре).

 

4) Вариативность среды предполагает: наличие в Группе различных пространств  (для   игры,конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;  периодическую  сменяемость  игрового  материала,  появление    новых предметов,  стимулирующих  игровую,  двигательную,       познавательную и исследовательскую активность детей.

 

5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе  детей  с   ограниченными возможностями  здоровья  и   детей - инвалидов,   всех       помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный  доступ  детей,  в  том  числе  детей  с     ограниченными возможностями  здоровья,  к  играм,  игрушкам,  материалам,     пособиям,обеспечивающим все основные виды детской активности;исправность и сохранность материалов и оборудования.

 

6)  Безопасность  предметно-пространственной  среды  предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению  надёжности   ибезопасности их использования.

 

 Целевые  ориентиры  дошкольного   образования

 

К  целевым  ориентирам  дошкольного  образования     относятся следующие  социально-нормативные  возрастные  характеристики    возможных достижений ребёнка:

 

 Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: ребенок интересуется окружающими предметами и активно  действует  с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические,  культурно   фиксированные    предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и  пр.)  и  умеет  пользоваться  ими.  Владеет  простейшими навыками самообслуживания; стремится  проявлять  самостоятельность  в  бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включённой в общение;  может  обращаться  с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок  воспроизводит   действия взрослого; проявляет интерес к  сверстникам;  наблюдает  за  их   действиями и подражает им проявляет  интерес  к  стихам,  песням  и  сказкам,   рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;  эмоционально  откликается  на различные произведения культуры и искусства; у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:  ребёнок овладевает основными  культурными  способами   деятельности проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников посовместной деятельности;ребёнок обладает установкой положительного  отношения  к    миру, к разным видам труда,  другим  людям  и  самому  себе,  обладает  чувствомсобственного достоинства;  активно  взаимодействует  со    сверстниками ивзрослыми,  участвует  в  совместных  играх.  Способен    договариваться,учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в  том  числе   чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде  всего  в  игре;  ребёнок  владеет   разными формами и видами игры, различает условную  и  реальную  ситуации,   умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь  для  выражения  своих   мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в  ситуации   общения, может выделять  звуки  в  словах,  у  ребёнка  складываются   предпосылки грамотности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями,  может  контролировать  свои   движения и управлять ими; ребёнок способен к  волевым  усилиям,  может  следовать   социальным нормам  поведения  и  правилам  в   разных   видах  деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,  может  соблюдать  правила безопасного поведения и личной гигиены; ребёнок  проявляет  любознательность,  задаёт  вопросы   взрослым и сверстникам,  интересуется  причинно-следственными  связями,   пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает  начальными  знаниями  о себе, о природном и социальном  мире,  в  котором  он  живёт;   знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики,  истории  и   т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

ФГОС дошкольного образования: влияние и перспективы

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования — федеральный государственный образовательный стандарт. Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов — директор Федерального института развития образования.

 

Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:

 

1. Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.

 

2. Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.

 

3. Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.

 

Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования. В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.

 

Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.

 

Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

 

 За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.

 

Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.

 

- Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.

 

-Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.

 

Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок — взрослые - сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».